Приветствую Вас Гость | RSS Среда
15.05.2024, 07:55
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
IV Муниципальная НПК [53]
Материалы IV-й Муниципальной научно-практической конференции.
V Муниципальная конференция [55]
Материалы V Муниципальной с международным участием научно-практической конференции по здоровьесбережению.
Мои статьи [60]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » Мои статьи

Васина Наталья Владимировна (МАДОУ д/с №11 "Капелька")
1 муниципальная научно – практическая конференция по здоровьесбережению

«Физическое, психическое, социальное и духовное оздоровление детей
в условиях работы образовательных учреждений города»

Доклад
Подготовка детей к школе средствами физической культуры здоровьеформирующей направленности

Васина Наталья Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида №11 «Капелька»

Несмотря на активную работу нашего государства и общества по укреплению здоровья детей, остается проблема - сохраняющийся высокий процент детей с низкой сопротивляемостью организма к физическим и психическим нагрузкам.
Дети, имеющие низкие психофункциональные возможности, труднее адаптируются к новым социальным условиям.
Дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Происходит смена социальных условий. Всем известно, что с началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Учитывая, что ребенок не может полностью управлять своими эмоциями, меняется и его поведение, и снижается сопротивляемость организма нагрузкам.
Один из главных вопросов, который беспокоит и родителей, и воспитателей будущих первоклассников - как помочь маленькому школьнику справляться с предстоящими трудностями?
С развитием психологической науки изменились представления о школьной готовности. Сейчас так определяется готовность к школе – это наличие у ребенка определенных свойств и способов поведения (компетентностей), необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Это - эмоциональная, социальная, моторная и когнитивная компетентности.
Если учесть тот факт, что физическое и психическое здоровье взаимоопределяют друг друга и лежат в основе общего здоровья ребенка, то становится очевидной необходимость поиска новых подходов укрепления здоровья.
Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой, устойчивое ровное настроение. Эмоции очень влияют на качество жизни человека. Для радостного человека все вокруг приятно, рассерженного все вокруг раздражает. Хорошее настроение улучшает запоминание, выполнение какого-либо дела. Наши дети говорят: «Когда я злюсь, мне не нравиться рисовать». Так же и с учебой. Для здоровья и устойчивости организма к стрессам необходима сбалансированность эмоций.
Мы заметили, что по сравнению с другими образовательными дисциплинами, на физкультурных занятиях дети испытывают особый эмоциональный подъем, проявляют устойчивый интерес и старательность.
Поэтому в нашем детском саду мы решили помочь ребенку подготовиться к школе с помощью средств физической культуры.

В рамках эксперимента с 2007 года мы работали над созданием образовательной программы по физической культуре на основе здоровьеразвивающей технологии «Психофизическая тренировка». Её автор - Нежкина Наталья Николаевна - доктор медицинских наук, профессор Ивановской Государственной Медицинской Академии.
Технология психофизической тренировки ориентирована как на оздоровление ребенка, так и на психологические и социологические компоненты воспитания. Эта технология у старших дошкольников закладывает основы компетентностей готовности к школе: эмоциональной, социальной, моторной и когнитивной.
Будущий первоклассник приобретает на занятиях по психофизической тренировке ежедневные умения переключаться от активности к расслаблению, чередовать виды деятельности, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы.
Основная идея нашей работы – укрепление здоровья старших дошкольников и формирование их готовности к школе посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс детского сада психофизической тренировки.
В нашем детском саду я непосредственно принимала участие в разработке и внедрении экспериментальной программы, которую мы назвали «Психофизическая тренировка – способ подготовки детей к школе».
С 2007 года, пройдя курсовое обучение у автора технологии, я провожу физкультурные занятия по новой технологии у детей подготовительной к школе группы. Эти занятия входят в Практический блок программы.
Это цикл занятий, каждое из которых включает в себя 3 последовательных этапа:
1. Динамические упражнения аэробного характера.
2. Напряжение отдельных мышечных групп с последующим их расслаблением в форме определенных статических поз.
3. Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.
Наш эксперимент подтвердил, что такая структура занятия способствует решению следующих задач:
1. Закрепить умение детей регулировать тонус основных мышечных групп с помощью различных по форме и интенсивности физических нагрузок. Владеть и понимать свое тело.
2. Формировать у детей желаемый уровень самочувствия и настроения, гармонизировать самооценку,преодолевать эмоциональную неуверенность.
3. Формировать у детей практические навыки организации деятельности – концентрироваться и удерживать внимание, планирование, контроль, понимание и умение действовать по инструкции, внесение коррекции по ходу деятельности, оценка собственной деятельности, организация рабочего пространства, умение переключаться от активности к расслаблению.
Специальное помещение для занятий, отвечает требованиям технологии. Зеркала на двух стенах помогают ребенку следить за собственными действиями, ориентироваться на педагога, самостоятельно вносить исправления во время движений. Самооценка становиться адекватной, формируется самоконтроль и произвольность поведения.
Мягкое ковровое покрытие помогает мышцам стопы получать оптимальную нагрузку, создает комфорт при расслаблении.
Специальные коврики на каждого ребенка необходимы для статических упражнений, помогают ребенку организовать свое рабочее место.
Каждое занятие начинается с самодиагностики. Дети самостоятельно определяют свое настроение и самочувствие, и с помощью условных обозначений фиксируют его в начале и в конце занятия.
Новые физкультурные занятия по психофизической тренировке проводятся два раза в неделю по 30 минут по подгруппам до 10 человек.
Аэробика занимает 10 минут. Аэробика проста в освоении, интересна и зажигательна. Динамические упражнения аэробного характера способствуют:

• Повышению выносливости ребенка к психическим и физическим нагрузкам.
• За счет увеличения кислорода положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
• Учат детей концентрироваться на выполнении действий.
• Развивают способность управлять своим телом.
• Формируют навыки самоконтроля и самооценки.

Следующий этап занятия – статические упражнения. Статические упражнения выполняются в течение 10 минут, сопровождаются спокойной мелодией и плавно переходят в сеанс релаксации.
Статические упражнения помогают сформировать хороший мышечный корсет, способствуют тренировке нервных центров, улучшению мозгового кровообращения. В них дети учатся фиксировать тело в определенном положении в течение некоторого промежутка времени.
Статические упражнения воспитывают такие важные психические качества как - умение ждать, быть выдержанным, развивают способность к произвольному переключению и концентрации внимания.
Релаксация проводится в положении лежа на фоне музыкальной композиции, сочетающей классические произведения в медленном темпе с элементами «экологической музыки» и текстом. Речевые формулы внушения носят сказочный характер.
В этом сноподобном состоянии формулы самовнушения легче воспринимаются сознанием человека. Они направлены на гармонизацию эмоционально – вегетативной сферы. Помогают ребенку почувствовать себя уверенным, нужным, защищенным, подготовить себя к стрессам.

Дети привыкли к новому виду физкультуры. Им очень нравиться заниматься аэробикой, выполнять нетрудные статические упражнения. Особенно всем нравиться спать – так они называют релаксацию.
После каждого занятия у детей улучшается настроение, а в конце года положительные эмоции преобладают почти у всех. Плохое настроение отсутствует.
По мнению родителей наших выпускников, у детей значительно улучшилось общее самочувствие, настроение. Дети стали реже болеть, исчезла лишняя потливость, снизилась утомляемость, капризность, склонность к агрессии.
По мнению воспитателей у детей повысился аппетит, улучшился сон, дети стали меньше уставать в течение дня.
Из всего выше сказанного мы делаем вывод - наша Программа «Психофизическая тренировка – способ подготовки детей к школе» обладает всеми необходимыми средствами, чтобы помочь сформировать высокий потенциал психофизического здоровья детей, развить все компетентности готовности к школе.
Эта технология уже внедрена в некоторых школах России (Иваново, Казань, Шуя), существуют положительные результаты ее внедрения в школы, подтвержденные в течение 12 лет.

Нашей работой руководит сама автор технологии Нежкина Наталья Николаевна. Свою программу на основе данной технологии мы разработали специально для дошкольников. Ее эффективность подтверждена в ходе нашего эксперимента в течение 5 лет.
Свои достижения в этом направлении мы демонстрировали на мероприятиях различного уровня – от городских и областных семинаров до Всероссийских и международных конференций и конкурсов. Имеем публикации в журналах и сборниках научно-практических трудов. Научно-педагогическая общественность признала нашу программу.

Список использованных источников.

1.Загвоздкин В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей / Владимир Загвоздкин. – М.: Чистые пруды, 2008. Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование».(Вып. 21).
2.Нежкина Н.Н., Майорова М.К. Психофизическая тренировка – технология формирования здоровья школьников и повышения качества образования. – М., 2009.
3.Нежкина Н.Н. и др. Психофизическая тренировка – основа вариативных программ по физическому воспитанию детей в учреждениях образования: учебно – методическое пособие / Н.Н. Нежкина, Л.А. Жданова, М.К. Майорова, И.Е. Бобошко. – Иваново: ИПК и ППК, 2005.
4.Организация физического воспитания детей в образовательных учреждениях: Учебно – методическое пособие / Авт. – сост. Н.Н. Нежкина, Н.А. Гречин, М.К. Майорова, Е.В. Иванова, Т.Г. Глазова, Н.В. Киселева, А.Е. Боброва. – Иваново: ИПК и ППК, 2007.
Категория: Мои статьи | Добавил: Alla (17.12.2012)
Просмотров: 1194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024