Организация индивидуального подхода
на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности.
Различные виды
классификации детей.
Индивидуальный подход – это не работа
«один на один», а знание индивидуальных особенностей человека и умение
применить эти знания на практике.
В.Д. Чепик (1996) отмечал, что эффект
воздействия специальных двигательных режимов на психику человека может быть
самым разным, здесь многое зависит от типа личности и её установок на тот или
иной вид физической активности.
Для этой цели представляется полезным
вспомнить некоторые классификации.
Хорошо известны «школьные типы» П.Ф.
Лесгафта: «лицемерный», « честолюбивый», «добродушный», «забитый» ( «мягкий» и
«злостный»), «угнетённый», а также «нормальный».
АКТИВНЫЙ
ТИП.
Ученики , относящиеся к активному типу,
характеризуются повышенной контактностью в сочетании с некоторой беспечностью и
агрессивностью. Они решительны и независимы. Самоконтроль выражен недостаточно.
Для них не характерны тревожность и
ранимость. Достаточно высок риск нарушения поведения ( только мальчики).
Для представителей «активной» группы характерна демонстративность. Они стремятся быть
лидерами в различных играх, даже в том случае, когда роль лидера не
соответствует их социальному статусу и двигательным способностям. Стремятся
«брать» всё на себя, при неудачах винят партнёров,
болезненно реагируют на поражения, не пытаются выяснить их причины.
Отличаются большой шумливостью,
общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству,
недостатком чувства дисциплины в отношении к взрослым. Любят командовать.
Учатся неровно из-за неусидчивости,
отвлекаемости, недисциплинированности.
ЗАМКНУТЫЙ
ТИП.
Любят играть одни, не тянутся к
сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых.
Замкнутость сочетается с недостатком интуиции, неумением угадать желание
других, догадаться о сказанном вслух,
почувствовать неприязненное отношение к себе или симпатию и
расположение, уловить момент, когда не следует навязывать своё присутствие.
Замкнутость затрудняет вступление в детскую
группу, где такие дети остаются «белыми воронами».
Увлечения этой группы учащихся отличаются
необычностью, силой и постоянством. В спорте они предпочитают гимнастику,
плавание, велосипед, но не коллективные игры.
Самооценка : они верно оценивают свою
отгороженность, одиночество, трудность контактов, непонимание окружающих. Любят
подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. Они ранимы, остро чувствуют
несправедливость.
Замкнутые мальчики имеют низкие физические
показатели, девочки в большей степени.
Поведенческие расстройства – гипоактивность и
тревога.
Характерные личностные реакции:
заниженная самооценка, неуверенность в своих способностях, застенчивость,
необщительность, обидчивость; в стрессовых
ситуациях – защитная реакция избегания. Наиболее сильным сбивающим
фактором для детей замкнутого типа является двигательная неудача, на которую
реагируют учитель и сверстники. Они
сразу «уходят в себя», не пытаются повторить попытку и в дальнейшем
избегают ситуации, в которой есть даже близкие
двигательные элементы к этому
упражнению.
Дети замкнутого типа достигают неплохих
результатов в упражнениях, требующих точности движения. Они не афишируют свои
успехи, но комментируют «про себя» ошибки других ребят при выполнении
физических упражнений, злорадствуют при их неудачах , особенно при неудачах
соперников в спортивных и подвижных играх и эстафетах.
Лёгкая истощаемость психофизических
ресурсов в сочетании с невысоким резервом имеют следствием быстрое утомление в
циклических монотонных упражнениях: кросс, ходьба на лыжах и т.д. при этом
такие дети не пытаются преодолеть наступающее физическое утомление или
состояние монотонности, прекращают двигательную деятельность, ссылаясь на
отсутствие здоровья, сил, настроении и т.д. Если окружающие настаивают,
наступает аффективный разряд ( слёзы), особенно у девочек.
ВЗРЫВНОЙ
ТИП.
С первых школьных лет у таких детей проявляется
мелочная скрупулёзность и повышенная аккуратность в ведении тетрадей, всего
ученического хозяйства.
Главной чертой этого типа является
склонность к возникновению периода злобно-тоскливого настроения и поиска
объекта, на котором можно сорвать зло. Эти состояния длятся часами и днями, то
нарастая, то ослабевая. С этим связана
аффективная взрывность. Повод может быть ничтожным, а аффекты не только
сильны, но и продолжительны .
Такие учащиеся устанавливают свои порядки,
ищут компанию из младших, слабых, безвольных , умеют подольститься к
начальству, завладеть формальными постами, дающими власть над другими, умело
пользоваться властью для своей выгоды.
Вязкость, тяжеловесность, инертность
откладывают отпечаток на всю психику – от моторики и эмоциональности до
мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулёзность,
дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих
педантизм обычно рассматривается как способ компенсации собственной инертности.
В спорте им кажется заманчивым то, что
позволяет развить физическую силу. Большое внимание к своему здоровью,
тщательное соблюдение интересов сопровождается злопамятностью, неумением
прощать обиды, малейшее ущемление прав.
Самооценка
носит однобокий характер. У таких детей склонность к периодам мрачного
расположения духа, осторожность, приверженность к аккуратности и порядку,
нелюбовь к пустым мечтаниям, стремление жить реальной жизнью, беспокойство о
здоровье, склонность к ревности.
Учащиеся взрывного типа отличаются
повышенной возбудимостью. Они эгоцентричны, независимы и далеко не всегда
считаются с мнением окружающих. Недостаточны самодисциплина и самоконтроль, в
трудных ситуациях нередко проявляют решительность. Для этих детей характерны нарушение внимания и
гиперактивность.
При выполнении упражнений, требующих хороших
скоростно-силовых качеств, взрывные мальчики опережают активных. У взрывных
девоек эти качества проявляются не так ярко.
Взрывные дети любят уроки физкультуры как
форму активного двигательного выражения своего Я.
ЗАВИСИМЫЙ
ТИП.
В детстве такие подростки отличаются
непослушанием, непоседливостью, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся
наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения
усваиваются ими с трудом.
С первых классов нет желания учиться.
Обнаруживается полное безволие, когда дело касается любого труда, исполнения
обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные,
старшие, общество.
Не менее свойственна зависимым детям
преданная дружба. Они дружат с тем, кто
способен отвлечь, утешить,
защитить, удовлетворить потребность в сопереживании.
В группе сверстников на роль вожака не
претендуют, их устраивает положение опекаемого и защищаемого другими любимца и
баловня. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность, привязанность к
своему окружению. Их правило жизни- думать «как все». Новое не любят, трудно
осваиваются в новой обстановке. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной
неприязнью к чужакам.
Для учащихся «зависимой» группы характерна
повышенная контактность в сочетании с полным отсутствием доминантности,
агрессивности. У них недостаточна
самодисциплина. Они беспечны и нерешительны. Зависимый тип – стрессовый
тип.
Они низко оценивают свои физические
возможности, хотя оснований может и не быть. У этих детей замечается психосоматическая ослабленность.
Зависимый учащийся относится к физической
культуре, как относится к ней лидер.
Внешние характеристики типических групп.
Активный тип.
1)
Ярко выраженная
моторика.
2)
Не нуждается в
пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности.
3)
Любит быть в центре
группы.
4)
Легко отвлекается.
5)
Стремится к участию в
различных подвижных играх, соревнованиях.
6)
Любая монотонная работа
вызывает скуку и сонливость.
7)
Сохраняет бодрость в
трудных ситуациях.
8)
Неожиданные изменения
устоявшегося режима не вызывают раздражения.
9)
Быстро реагирует на
любые команды.
10) Выраженная
способность к подражанию.
11) легко вступает в
разговор с чужими людьми;
12) склонен к риску;
13) быстро приступает к
работе, получив указания учителя;
14) на уроках
физкультуры стремится исправлять двигательные
ошибки;
15) быстро отвечает на
неожиданные вопросы.
Замкнутый тип.
1)
Избегает общения в
группе учащихся.
2)
Как правило, опирается
в своих суждениях на мнение матери.
3)
Терпеливо ждёт
окончания неприятного урока.
4)
Избегает участия в подвижных играх или
выбирает второстепенную роль.
5)
Избегает сложных и
рискованных двигательных упражнений.
6)
Принижает свои
возможности, особенно двигательные.
7)
Не любит выступать на собраниях.
8)
Скован при обращении к нему посторонних
взрослых.
9)
Теряется, когда товарищи на него кричат.
10) Неудача
при выполнении двигательного упражнения приводит к ступору.
11) Мало выражена радость от победы в играх или
соревнованиях.
12) Терпелив при монотонной работе.
13) Обидчив.
14) При несправедливом замечании учителя у него «всё валится из
рук».
15) Болезненно реагирует на шутки над собой.
Взрывной тип.
1)
любые эмоции проявляются
очень ярко;
2)
не способен взять себя в руки по указанию
учителя;
3)
частые срывы при
монотонной работе;
4)
не может
сосредоточиться при выполнении сложного задания;
5)
не может сдерживать злость или раздражение;
6)
не умеет приспосабливать своё поведение к
поведению окружающих;
7)
болезненно переносит поражения в играх и
соревнованиях;
8)
преувеличивает свои
возможности в играх и физических упражнениях;
9)
охотно берётся
выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;
10) беспокоен в ситуации ожидания;
11) часто начинает выполнять упражнение до команды
учителя;
12) делает
едкие замечания партнёрам;
13) болезненно реагирует на замечания партнёров;
14) склонен к излишнему риску в играх;
15) во время разговора склонен к лишним движениям
и выраженной жестикуляции.
Зависимый тип.
1)
стремится не начинать действия, пока не
получит соответствующего распоряжения учителя;
2)
любит, чтобы старшие
аргументировали важность предстоящей работы;
3)
стремится внешне подражать лидерам класса(
походка, причёска, любимые словечки;
4)
при выполнении любого действия ждёт похвалы
учителя;
5)
на команды реагирует замедленно;
6)
по-разному реагирует на замечания товарищей,
боится критиковать лидера, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров;
7)
легко меняет свои позиции с учетом мнения других;
8)
часто
отказывается от своих намерений в соответствии с мнением старших;
9)
товарищи легко могут изменить его плохое
настроение в лучшую сторону;
10) легко приспосабливается к различным стилям
деятельности разных учителей;
11) избегает
выступать против общепринятого мнения в группе;
12) способен
подавить своё веселье, если это может кого-нибудь задеть;
13) не
склонен к упрямству;
14) любит
обсуждать полученное от учителя поручение с товарищами;
15) обычно
не обижается, когда над ним подшучивают.
При оценке конкретного ребёнка
ставится один балл в каждом случае, когда указанный признак проявляется без
сомнения.10-12 совпадений является основанием
отнести ребёнка к соответствующей типической группе. При совпадении менее10-12 положений считается,
что случай неоднозначный и данному типу не соответствует.
|