Приветствую Вас Гость | RSS Четверг
16.05.2024, 10:39
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
IV Муниципальная НПК [53]
Материалы IV-й Муниципальной научно-практической конференции.
V Муниципальная конференция [55]
Материалы V Муниципальной с международным участием научно-практической конференции по здоровьесбережению.
Мои статьи [60]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » Мои статьи

Петров Евгений Михайлович (МБОУ "СОШ №3")

                                                                             

Организация индивидуального подхода на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности.

                               Различные виды классификации детей.

     Индивидуальный подход – это не работа «один на один», а знание индивидуальных особенностей человека и умение применить эти знания на практике.

 

   В.Д. Чепик (1996) отмечал, что эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику человека может быть самым разным, здесь многое зависит от типа личности и её установок на тот или иной вид физической активности.

    Для этой цели представляется полезным вспомнить некоторые классификации.

    Хорошо известны «школьные типы» П.Ф. Лесгафта: «лицемерный», « честолюбивый», «добродушный», «забитый» ( «мягкий» и «злостный»), «угнетённый», а также «нормальный».    

    

                                       АКТИВНЫЙ ТИП.

       Ученики , относящиеся к активному типу, характеризуются повышенной контактностью в сочетании с некоторой беспечностью и агрессивностью. Они решительны и независимы. Самоконтроль выражен недостаточно. Для них не характерны  тревожность и ранимость. Достаточно высок риск нарушения поведения  ( только мальчики).   

  Для представителей  «активной» группы характерна  демонстративность. Они стремятся быть лидерами в различных играх, даже в том случае, когда роль лидера не соответствует их социальному статусу и двигательным способностям. Стремятся «брать»  всё  на себя, при неудачах винят партнёров, болезненно реагируют на поражения, не пытаются выяснить их причины.

  Отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дисциплины в отношении к взрослым. Любят командовать. Учатся неровно из-за неусидчивости,  отвлекаемости, недисциплинированности.

                                   ЗАМКНУТЫЙ ТИП.

     Любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции, неумением угадать желание других, догадаться о сказанном вслух,  почувствовать неприязненное отношение к себе или симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать своё присутствие.

   Замкнутость затрудняет вступление в детскую группу, где такие дети остаются «белыми воронами».  

   Увлечения этой группы учащихся отличаются необычностью, силой и постоянством. В спорте они предпочитают гимнастику, плавание, велосипед, но не коллективные игры.

   Самооценка : они верно оценивают свою отгороженность, одиночество, трудность контактов, непонимание окружающих. Любят подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. Они ранимы, остро чувствуют несправедливость.

    Замкнутые мальчики имеют низкие физические показатели, девочки в большей степени.

  Поведенческие расстройства – гипоактивность и тревога.

       Характерные личностные реакции: заниженная самооценка, неуверенность в своих способностях, застенчивость, необщительность, обидчивость; в стрессовых  ситуациях – защитная реакция избегания. Наиболее сильным сбивающим фактором для детей замкнутого типа является двигательная неудача, на которую реагируют учитель и сверстники. Они  сразу «уходят в себя», не пытаются повторить попытку и в дальнейшем избегают ситуации, в которой есть даже близкие  двигательные элементы  к этому упражнению.

  Дети замкнутого типа достигают неплохих результатов в упражнениях, требующих точности движения. Они не афишируют свои успехи, но комментируют «про себя» ошибки других ребят при выполнении физических упражнений, злорадствуют при их неудачах , особенно при неудачах соперников в спортивных и подвижных играх и эстафетах.

    Лёгкая истощаемость психофизических ресурсов в сочетании с невысоким резервом имеют следствием быстрое утомление в циклических монотонных упражнениях: кросс, ходьба на лыжах и т.д. при этом такие дети не пытаются преодолеть наступающее физическое утомление или состояние монотонности, прекращают двигательную деятельность, ссылаясь на отсутствие здоровья, сил, настроении и т.д. Если окружающие настаивают, наступает аффективный разряд ( слёзы), особенно у девочек.

                                     ВЗРЫВНОЙ ТИП.

    С первых школьных лет у таких детей проявляется мелочная скрупулёзность и повышенная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

   Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периода злобно-тоскливого настроения и поиска объекта, на котором можно сорвать зло. Эти состояния длятся часами и днями, то нарастая, то ослабевая. С этим связана  аффективная взрывность. Повод может быть ничтожным, а аффекты не только сильны, но и продолжительны .

  Такие учащиеся устанавливают свои порядки, ищут компанию из младших, слабых, безвольных , умеют подольститься к начальству, завладеть формальными постами, дающими власть над другими, умело пользоваться властью для своей выгоды.

     Вязкость, тяжеловесность, инертность откладывают отпечаток на всю психику – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматривается как способ компенсации собственной инертности.

    В спорте им кажется заманчивым то, что позволяет развить физическую силу. Большое внимание к своему здоровью, тщательное соблюдение интересов сопровождается злопамятностью, неумением прощать обиды, малейшее ущемление прав.

    Самооценка  носит однобокий характер. У таких детей склонность к периодам мрачного расположения духа, осторожность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям, стремление жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, склонность к ревности.

    Учащиеся взрывного типа отличаются повышенной возбудимостью. Они эгоцентричны, независимы и далеко не всегда считаются с мнением окружающих. Недостаточны самодисциплина и самоконтроль, в трудных ситуациях нередко проявляют решительность. Для  этих детей характерны нарушение внимания и гиперактивность.

   При выполнении упражнений, требующих хороших скоростно-силовых качеств, взрывные мальчики опережают активных. У взрывных девоек эти качества проявляются не так ярко.

  Взрывные дети любят уроки физкультуры как форму активного двигательного выражения своего Я.

                                      ЗАВИСИМЫЙ ТИП.

    В детстве такие подростки отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом.

   С первых классов нет желания учиться. Обнаруживается полное безволие, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество.

  Не менее свойственна зависимым детям преданная дружба. Они дружат с тем, кто  способен  отвлечь, утешить, защитить, удовлетворить потребность в сопереживании.

   В группе сверстников на роль вожака не претендуют, их устраивает положение опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность, привязанность к своему окружению. Их правило жизни- думать «как все». Новое не любят, трудно осваиваются в новой обстановке. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам.

   Для учащихся «зависимой» группы характерна повышенная контактность в сочетании с полным отсутствием доминантности, агрессивности. У них недостаточна  самодисциплина. Они беспечны и нерешительны. Зависимый тип – стрессовый тип.

  Они низко оценивают свои физические возможности, хотя оснований может и не быть. У этих детей  замечается психосоматическая  ослабленность.

   Зависимый учащийся относится к физической культуре, как относится к ней лидер. 

      

   Внешние характеристики типических групп.

                       Активный тип.

1)      Ярко выраженная моторика.

2)      Не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности.

3)      Любит быть в центре группы.

4)      Легко отвлекается.

5)      Стремится к участию в различных подвижных играх, соревнованиях.

6)      Любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость.

7)      Сохраняет бодрость в трудных ситуациях.

8)      Неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения.

9)      Быстро реагирует на любые команды.

10) Выраженная способность к подражанию.

11) легко вступает в разговор с чужими людьми;

12) склонен к риску;

13) быстро приступает к работе, получив указания учителя;

14) на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные  ошибки;

15) быстро отвечает на неожиданные вопросы.

 

     Замкнутый тип.

1)      Избегает общения в группе учащихся.

2)      Как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери.

3)      Терпеливо ждёт окончания неприятного урока.

4)       Избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль.

5)      Избегает сложных и рискованных двигательных упражнений.

6)      Принижает свои возможности, особенно двигательные.

7)       Не любит выступать на собраниях.

8)       Скован при обращении к нему посторонних взрослых.

9)       Теряется, когда товарищи на него кричат.

10)  Неудача при выполнении двигательного упражнения приводит к ступору.

11)   Мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях.

12)   Терпелив при монотонной работе.

13)  Обидчив.

14)   При несправедливом  замечании учителя у него «всё валится из рук».

15)   Болезненно реагирует на шутки над собой.

 

                  Взрывной тип.

1)      любые эмоции проявляются очень ярко;

2)       не способен взять себя в руки по указанию учителя;

3)      частые срывы при монотонной работе;

4)      не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;

5)       не может сдерживать злость или  раздражение;

6)       не умеет приспосабливать своё поведение к поведению окружающих;

7)       болезненно переносит поражения в играх и соревнованиях;

8)      преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;

9)      охотно берётся выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;

10)   беспокоен в ситуации ожидания;

11)   часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;

12)  делает едкие замечания партнёрам;

13)   болезненно реагирует на замечания партнёров;

14)   склонен к излишнему риску в играх;

15)   во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. 

               Зависимый тип.

1)       стремится не начинать действия, пока не получит соответствующего распоряжения учителя;

2)      любит, чтобы старшие аргументировали важность предстоящей работы;

3)       стремится внешне подражать лидерам класса( походка, причёска, любимые словечки;

4)       при выполнении любого действия ждёт похвалы учителя;

5)       на команды реагирует замедленно;

6)       по-разному реагирует на замечания товарищей, боится критиковать лидера, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров;

7)       легко меняет свои позиции с учетом мнения других;

8)       часто  отказывается от своих намерений в соответствии с мнением старших;

9)       товарищи легко могут изменить его плохое настроение в лучшую сторону;

10)  легко  приспосабливается к различным стилям деятельности разных учителей;

11)  избегает выступать против общепринятого мнения в группе;

12)  способен подавить своё веселье, если это может кого-нибудь задеть;

13)  не склонен к упрямству;

14)  любит обсуждать полученное от учителя поручение с товарищами;

15)  обычно не обижается, когда над ним подшучивают.

          При оценке конкретного ребёнка ставится один балл в каждом случае, когда указанный признак проявляется без сомнения.10-12 совпадений является основанием  отнести ребёнка к соответствующей типической группе. При  совпадении менее10-12 положений считается, что случай неоднозначный  и данному  типу не соответствует.

 


  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ClubPedagog (19.12.2012)
Просмотров: 558 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024