Муниципальная научно – практическая конференция
по здоровье сбережению «Физическое, психическое,
социальное и
духовное оздоровление детей в условиях работы
образовательных учреждений города»
Интерактивная игра социальной направленности
«Чай здоровью – лучший друг»
Подготовила: Нескучаева Т. Ф.
воспитатель высшей категории
МБДОУ – детский сад № 3 «Незабудка»
г. Протвино
2012 г.
РАЗВИТИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА
В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нескучаева Т. Ф.,
воспитатель высшей категории
МБДОУ д/c № 3 «Незабудка» г. Протвино
С момента
своего рождения каждый человек попадает в социальную среду – многообразную
систему общественно-экономических и бытовых отношений, их воздействие он
испытывает в течении всей своей жизни. Во взаимоотношениях с отдельной
личностью социальная среда – ведущее начало. Именно поэтому в период
формирования личности важную роль играет общение детей, детей и взрослых.
Развитие их эмоционального благополучия.
Д. Б. Эльконин писал: «Эмоционально-положительный фон вокруг ребёнка –
фактор благополучного психического и физического развития». Самые большие
открытия и озарения у детей возможны лишь тогда, когда детей окружают
радостные, спокойные и доброжелательные люди.
Предназначение
дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в
становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных
ценностей, смыслов и установок, социально-психологических установок и
особенностей в системе отношений с другими людьми.
В нашем дошкольном учреждении этому
вопросу уделяется большое внимание. В работе с детьми своей группы мы ставим перед собой одну из приоритетных
задач – всестороннее развитие ребёнка, при этом, обязательно учитывая, что у каждого воспитанника имеются свои
интересы, способности и наклонности, свой исходный уровень развития, своё
настроение, желание.
Каждое утро у нас начинается с беседы «Утро радостных встреч». Не только
мы, воспитатели, радуемся приходу детей, но и привлекаем к приятному общению
других, ранее пришедших воспитанников. Такое «утро» позволяет детям легче
пережить время расставания с близкими, легче войти в ритм жизни группы, создаёт
хорошее настроение, доброжелательное отношение к другим детям. Стараемся
сказать что-то хорошее, доброе во время приветствия. Это помогает ребёнку
почувствовать свою нужность, значимость в группе.
Весело и интересно проходят у нас дни рождения. Стараемся, чтобы весь
день был праздничный для именинника. Обязательно - «каравай», устраиваем
небольшой концерт, дети дарят рисунки, поделки.
В нашей группе стало традицией проведение «Сладкой
среды» - это небольшой еженедельный уютный праздник за круглым столом, с
самоваром, за чаепитием душистого чая. В
праздничные дни с удовольствием к нам
присоединяются и родители. Мы считаем, что такие мероприятия сближают детей,
учат дарить радостные мгновения друг другу.
Искусству ладить с ребёнком нам помогают
юмор, фантазия, игры и упражнения. Скучать в нашей группе некогда, мы находимся
всегда в постоянном поиске. Работа по созданию и развитию эмоционального
благополучия детей – это работа не одного дня, месяца, года, а работа всей нашей
жизни. Мы берём на себя ответственность за психологический комфорт детей,
психическое и физическое развитие, радостное восприятие нового образа жизни.
В рамках
работы межрегионального семинара «Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через приобщение к русской народной культуре» в группе с дошкольниками была
организована интерактивная игра социальной направленности «Чай – здоровью лучший друг». Конспект
мероприятия прилагается.
«Чай здоровью
– лучший друг».
Пр./ с.: познакомить детей с культурой чаепития, сервировкой
стола для чаепития, развивать интерес к познавательно – исследовательской
деятельности; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Обогащать
речь детей существительными, прилагательными; развивать умение поддерживать беседу.
Воспитывать любовь к своей Родине, её традициям, нравственные качества
личности.
Материал: самовар, чайный сервиз, разные сорта чая, сладости
к чаю.
Подготовительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского
«Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»; рассматривание чёрного,
зелёного, красного, травяного и фруктового чая в сухом виде» заучивание стихов,
пословиц о чае, самоваре.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно – исследовательская, трудовая.
Ход игры.
- С древних времён люди считали, что нет ничего целебнее и
краше природных даров лугов, полей и лесов. Главное – уметь сохранить эти дары
и правильно использовать их сочетание,
чтобы получился вкусный напиток из ягод и фруктов, из цветов и трав. Но есть ещё
удивительный напиток – чай.
- Сегодня мы с вами поговорим о чае и чаепитии.
Чай – это кустарник ( показать иллюстрацию).
- Как вы думаете, какую часть растения используют для
приготовления напитка? (листья)
С древнейших времён чай признаётся не только вкусным, но и
целебным и бодрящим напитком.
- Какой чай бывает? (красный, чёрный, зелёный). В чай можно
добавлять разные ягоды и фрукты, тогда
чай какой будет? (фруктовый)
- Если мы завариваем чай с веточками земляники, то как мы
его называем? (земляничный)
-С листьями малины? ( малиновый)
- С веточками вишни? (вишнёвый)
- Если мы заболели, то какой чай пьём? (липовый)
-А сейчас дети расскажут о полезности чая.
1-ый ребёнок. Я хочу
открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем
приключиться –
Чаем можете лечиться.
Чай всех сладостей полезней,
Помогает от болезней.
2-ой ребёнок. Чай в
жару освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
- А теперь давайте немного отдохнём (физминутка).
В гости мы пришли на чай (шагаем).
Ты, хозяйка, нас встречай (машем руками перед собой).
Всех блинами угощай (печём блины).
Сладкий чай нам наливай ( наливаем чай).
Мы с тобой повеселимся (прыгаем).
Тебе за это поклонимся ( поклон).
_ Сейчас мы с вами
отправимся в чайную лабораторию и проведём эксперимент. Здесь на столе стоят
разные сорта чая. Давайте рассмотрим их. (Положить каждому ребёнку на блюдце
чай, рассмотреть, понюхать).
- Давайте зальём чай холодной водой. Что происходит? (ответы
детей).
Заварился у нас чай?
Теперь зальём горячей водой( кипятком). Что мы видим?
Правильно, чай начал завариваться.
Вывод: чтобы получился напиток из чая, его надо залить
горячей водой (кипятком).
-Много старинных
обычаев было и есть на Руси. Но одним из самых замечательных – это чаепитие.
- Сервировка стола
для чаепития – это искусство, с которым хорошо знакомы все мамы, бабушки. Но
сегодня мы попробуем самостоятельно разобраться в сервировке чайного стола. Для
этого необходимо знать, какой посудой мы будем пользоваться.
Самым главным на
столе был, конечно, самовар. Он является символом всего веселья и создаёт уют.
Раньше самовары топили маленькими палочками ( лучинками), шишками. А теперь
какие самовары? ( электрические). Прочитаем стихотворение о самоваре.
Физминутка под
русскую народную песню «Самовар».
- Чтобы заварить
чай, нам нужен заварочный чайник. Что в него надо насыпать? (заварку)
Теперь зальём горячей водой (кипятком). Чтобы чаинки разварились,
набухли, накроем чайник.
Для чая предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце
дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на
стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на
скатерть. Поставьте чашки с блюдцами на стол.
- Давайте вспомним
пословицы о чае.
- Выпей чайку –
забудешь тоску.
- Пей чай –
удовольствие получай.
- Коль чаем
угощают, значит уважают.
- Самовар кипит,
уходить не велит.
- Для чая нужна
чайная ложечка. Её надо положить на блюдце справа. Положите на своё блюдце
ложечку.
К чаю подают всякие
сладости. Давайте поставим всё на стол. Сухари лежат в сухарнице. А конфеты? (
в конфетнице). Сахар лежит? ( в сахарнице).
Теперь у нас всё готово к чаепитию. И в наши дни, как и в
старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское
гостеприимство. (Чтение стихотворения)
Выпивая чашку чая,
Я
обычно не скучаю.
Потому
что никогда,
Я не
пью его одна.
- Ребята, вы не забыли, что у нас в группе гости?
Приглашайте их к столу и научите правильно пить чай. (по
схеме)
Полюбуйтесь чашкой, цветом чая. Подержите чашку в руках,
ощущая её тепло. Вдохните аромат чая. А теперь маленькими глотками будем пить наш
ароматный чай.
Приятного чаепития!
|