Приветствую Вас Гость | RSS Вторник
11.02.2025, 08:16
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
IV Муниципальная НПК [53]
Материалы IV-й Муниципальной научно-практической конференции.
V Муниципальная конференция [55]
Материалы V Муниципальной с международным участием научно-практической конференции по здоровьесбережению.
Мои статьи [60]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » Мои статьи

Минченко Зинаида Николаевна (ДЮЦ "Горизонт")

Формы работы, используемые на занятиях объединения «Краеведение» для общего физического, психического и духовного оздоровления воспитанников

Зинаида Николаевна Минченко,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт»

 

Актуальность. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Цель: формирование у воспитанников комплексных знаний и умений туристско-краеведческого содержания при бережном отношении к их здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании занятий в организации здорового образа жизни.

Задачи.

1.                        создать благоприятные условия для полноценного физического развития обучающихся и формирования здорового образа жизни.

2.                        формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга.

3.                        Подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей.

Теоретическая часть.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Сегодня нет более важной цели, чем укрепление здоровья подрастающего поколения, развитие его физической активности. Этого можно добиться через организацию внеурочной туристско-краеведческой деятельности, рассматриваемую как одну их важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Краеведение и пешеходный туризм служит важным средством гармоничного развития детей и, прежде всего, укрепления здоровья. В процессе занятий дети расширяют знания по основам туризма и краеведения, овладевают туристскими умениями и навыками, знакомятся с правилами оказания доврачебной помощи. Использование туризма как активного средства воспитания личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие его морально-волевых и интеллектуальных качеств, укрепление здоровья, увеличение объема двигательной активности обучающихся, развития физических качеств и привития навыков здорового образа жизни.

Основная идея занятий заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Принципиальное значение в реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности имеет подбор педагогом форм и содержания деятельности, последовательная ориентация их на воспитательные результаты.

Практическая часть.

Основные формы проведения моих занятий это – экскурсии, беседы, прогулки, поездки, походы в каникулярное время, тематические походы, викторины, конкурсы, соревнования, практические занятия на природе.

Для младших школьников обязательными являются  прогулки по улицам нашего города, к памятникам, достопримечательностям, памятным знакам, природным объектам.

Они узнают историю своего города, в честь кого или каких событий названы улицы Ленина, Гагарина, Победы, Дружбы, Строителей, кто такие архитектор Корин, академик Сахаров, кто является почетными жителями города.Они узнают о истории названия городского парка и памятного знака «Мирабель», памятника ликвидаторам катастроф, 

Больше всего впечатлений и положительных эмоций дети получают от прогулок по окрестным лесам, с посещением зон отдыха в Дракино.

Значимое место в учебном процессе занимают экскурсии на городские объекты. Мы побывали на очистных сооружениях нашего города, где посмотрели процесс очистки воды. Познакомились с работой службы МЧС пожарной частью, посетили реабилитационный центр с его живым уголком, оздоровительный центр «Импульс», мебельную фабрику «Янтарь», спортивные школы, художественную школу, краеведческий музей, музей «Родник» при школе №1.

Очень востребованные выездные экскурсии в город Москву, где посетили Кремль, Московский зоопарк и планетарий, Поклонную гору, восстановленное Царицино, где дети были участниками программы «Кушать подано», город Тулу, где посетили не только Кремль, музей оружия  и музей самоваров, но и музей пряников.

Особой формой занятий являются уроки мужества на объектах связанных с героическим прошлым нашей страны. Там  дети узнают не только о событиях тех лет, но читают тематические стихи, возлагают цветы после минуты молчания. Таким местом неизменно является Протвинский Рубеж обороны. В этом году мы посетили мемориал у деревни Станки. Ежегодно посещаем мемориал в Кременках.

Практические занятия по турнавыкам обычно перерастают в соревнования внутри объединения. Дети учатся ставить палатку, разводить костер, готовить еду на костре в зимних и летних условиях, пользоваться групповым и личным снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь.

Для детей среднего и старшего возраста значимыми являются тематические поездки. По местам, связанными с именем А.С. Пушкина: музей-квартира на Арбате, Тригорское и Михайловское на Псковской земле, Великий Устюг – вотчина Деда Мороза, Троицкое-имение Е.Р.Дашковой, Мелихово- имение А.П.Чехова, Таруса-Цветаевская. Полученная информация  органично дополняет школьные знания детей.

Большой интерес у детей к тематическим походам. В первые выходные сентября на Бородинском поле, живя походной жизнью, становишься не только свидетелем, но и невольным участником тех героических событий.

Появилась такая форма как встречи: со сказкой, с интересным человеком, с загадочным животным. В этом году мы встретились с огромным количеством сказочных персонажей, посетив сказочное место «Берендеево царство».Радостно было наблюдать с каким восторгом дети погружались в сказку. «Должок за тобой числится» кричали ребята, увидев сказочный палец из воды. Больше всего досталось избушке на курьих ножках. Посетили зубров и бизонов в Приокско-Террасном заповеднике.

Духовно-краеведческие поездки.

Им предшествуют беседы о религиозных направлениях, правилах посещения, духовных памятниках, об их творцах, их культурной значимости.

 После посещения Храма всех святых в нашем  городе в сопровождении духовного лица, мы посетили храмы и монастыри города Серпухова, Святогорский монастырь и Печорский монастыри на Псковщине, а также посетили Валаам.

Все формы занятий планируются проводить с максимальным нахождением детей на свежем воздухе при разнообразных формах движения, перемещения и посильных физических нагрузках.

Выводы: приобретая практические знания на занятиях краеведения о правилах передвижения по дорогам пешком, на транспорте; о правилах поведения человека в лесу, при посещении памятников истории и культуры, о действенных способах защиты природы; самоорганизации, принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других людей, дети пользуютс ими в повседневной жизни и есть реальные значимые вехи здорового образа жизни детей.

Литература.

1.                        Воробьев В.И. « Слагаемые здоровья» - М, 2004 г.

2.                        Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / предисл. В.Н. Мошков. – М.: RETORIKA 1999 г.

3.                        Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - С-Пб, 2005 г.

4.                        Формирование здорового образа жизни российских подростков. учеб.-метод. пособие для кл. руковод. 5-9 кл. / под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: Владос, 2003 г.

5.                         Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. «Планирование занятий по краеведению для школьников»  Санкт – Петербург. 2011 г.

 

 

 

 

 

 

-

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ClubPedagog (19.12.2012)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025