Формы работы, используемые на занятиях
объединения «Краеведение» для общего физического, психического и духовного
оздоровления воспитанников
Зинаида
Николаевна Минченко,
педагог
дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт»
Актуальность. Здоровье лежит
в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной
мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и
личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем
его мире.
Цель: формирование у воспитанников
комплексных знаний и умений туристско-краеведческого содержания при бережном
отношении к их здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании занятий в организации здорового образа жизни.
Задачи.
1.
создать
благоприятные условия для полноценного физического развития обучающихся и
формирования здорового образа жизни.
2.
формировать
представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и
человека друг на друга.
3.
Подвести
учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей.
Теоретическая
часть.
В настоящее время общественное развитие страны требует
от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей,
адаптированных к условиям современной жизни. Сегодня нет более важной цели, чем
укрепление здоровья подрастающего поколения, развитие его физической
активности. Этого можно добиться через организацию внеурочной туристско-краеведческой
деятельности, рассматриваемую как одну их важнейших средств воспитания
человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту
и физическое совершенство.
Краеведение и пешеходный туризм служит важным
средством гармоничного развития детей и, прежде всего, укрепления здоровья. В
процессе занятий дети расширяют знания по основам туризма и краеведения,
овладевают туристскими умениями и навыками, знакомятся с правилами оказания
доврачебной помощи. Использование туризма как активного средства воспитания
личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых
человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей,
развитие его морально-волевых и интеллектуальных качеств, укрепление здоровья,
увеличение объема двигательной активности обучающихся, развития физических качеств
и привития навыков здорового образа жизни.
Основная идея занятий заключается в мотивации
обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности
сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия
социального благополучия и успешности человека. Принципиальное значение в
реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности
имеет подбор педагогом форм и содержания деятельности, последовательная
ориентация их на воспитательные результаты.
Практическая
часть.
Основные формы проведения моих занятий это – экскурсии,
беседы, прогулки, поездки, походы в каникулярное время, тематические походы,
викторины, конкурсы, соревнования, практические занятия на природе.
Для младших школьников обязательными являются прогулки по улицам нашего города, к
памятникам, достопримечательностям, памятным знакам, природным объектам.
Они узнают историю своего города, в честь кого или
каких событий названы улицы Ленина, Гагарина, Победы, Дружбы, Строителей, кто
такие архитектор Корин, академик Сахаров, кто является почетными жителями
города.Они узнают о истории названия городского парка и памятного знака «Мирабель»,
памятника ликвидаторам катастроф,
Больше всего впечатлений и положительных эмоций дети
получают от прогулок по окрестным лесам, с посещением зон отдыха в Дракино.
Значимое место в учебном процессе занимают экскурсии на городские объекты. Мы
побывали на очистных сооружениях нашего города, где посмотрели процесс очистки
воды. Познакомились с работой службы МЧС пожарной частью, посетили
реабилитационный центр с его живым уголком, оздоровительный центр «Импульс»,
мебельную фабрику «Янтарь», спортивные школы, художественную школу,
краеведческий музей, музей «Родник» при школе №1.
Очень востребованные выездные экскурсии в город Москву, где посетили Кремль, Московский
зоопарк и планетарий, Поклонную гору, восстановленное Царицино, где дети были
участниками программы «Кушать подано», город Тулу, где посетили не только
Кремль, музей оружия и музей самоваров,
но и музей пряников.
Особой формой занятий являются уроки мужества на объектах связанных с героическим прошлым нашей
страны. Там дети узнают не только о
событиях тех лет, но читают тематические стихи, возлагают цветы после минуты
молчания. Таким местом неизменно является Протвинский Рубеж обороны. В этом
году мы посетили мемориал у деревни Станки. Ежегодно посещаем мемориал в
Кременках.
Практические
занятия по
турнавыкам обычно перерастают в соревнования внутри объединения. Дети учатся
ставить палатку, разводить костер, готовить еду на костре в зимних и летних
условиях, пользоваться групповым и личным снаряжением, оказывать первую
медицинскую помощь.
Для детей среднего и старшего возраста значимыми
являются тематические поездки. По
местам, связанными с именем А.С. Пушкина: музей-квартира на Арбате, Тригорское
и Михайловское на Псковской земле, Великий Устюг – вотчина Деда Мороза,
Троицкое-имение Е.Р.Дашковой, Мелихово- имение А.П.Чехова, Таруса-Цветаевская.
Полученная информация органично
дополняет школьные знания детей.
Большой интерес у детей к тематическим походам. В первые выходные сентября на Бородинском
поле, живя походной жизнью, становишься не только свидетелем, но и невольным
участником тех героических событий.
Появилась такая форма как встречи: со сказкой, с интересным человеком, с загадочным животным.
В этом году мы встретились с огромным количеством сказочных персонажей, посетив
сказочное место «Берендеево царство».Радостно было наблюдать с каким восторгом
дети погружались в сказку. «Должок за тобой числится» кричали ребята, увидев
сказочный палец из воды. Больше всего досталось избушке на курьих ножках. Посетили
зубров и бизонов в Приокско-Террасном заповеднике.
Духовно-краеведческие
поездки.
Им предшествуют беседы о религиозных направлениях,
правилах посещения, духовных памятниках, об их творцах, их культурной
значимости.
После посещения Храма всех святых в нашем городе в сопровождении духовного лица, мы
посетили храмы и монастыри города Серпухова, Святогорский монастырь и Печорский
монастыри на Псковщине, а также посетили Валаам.
Все формы занятий планируются проводить с максимальным
нахождением детей на свежем воздухе при разнообразных формах движения, перемещения
и посильных физических нагрузках.
Выводы: приобретая практические знания на
занятиях краеведения о правилах передвижения по дорогам пешком, на транспорте;
о правилах поведения человека в лесу, при посещении памятников истории и
культуры, о действенных способах защиты природы; самоорганизации, принятия на
себя ответственности за здоровье и благополучие других людей, дети пользуютс
ими в повседневной жизни и есть реальные значимые вехи здорового образа жизни
детей.
Литература.
1.
Воробьев
В.И. « Слагаемые здоровья» - М, 2004
г.
2.
Дубровский,
В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / предисл. В.Н. Мошков. – М.: RETORIKA 1999 г.
3.
Куценко
Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - С-Пб, 2005 г.
4.
Формирование
здорового образа жизни российских подростков. учеб.-метод. пособие для кл.
руковод. 5-9 кл. / под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: Владос, 2003 г.
5.
Хабарова
Т.В., Шафигуллина Н.В. «Планирование занятий по краеведению для
школьников» Санкт – Петербург. 2011 г.
-
|