Приветствую Вас Гость | RSS Четверг
16.05.2024, 09:15
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
IV Муниципальная НПК [53]
Материалы IV-й Муниципальной научно-практической конференции.
V Муниципальная конференция [55]
Материалы V Муниципальной с международным участием научно-практической конференции по здоровьесбережению.
Мои статьи [60]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » Мои статьи

Малютова Олия Зайнулаевна (МБОУ "СОШ №3")

Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения.

П.Ф. Лесгафт

 

 

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему, когда вы просыпаетесь вялым и сонным, то не хочется ни двигаться, ни разговаривать, ни есть? Это потому что организм еще спит, он медленно переходит от сна к бодрствованию. ! Глаза слипаются – поспать бы еще полчасика! Но ведь сон был достаточный! А впереди рабочий день у учащихся -учебный день! Трудно даже перечислить все то, что нужно успеть сделать ребенку за день. Надо позаниматься в школе, приготовить уроки, помочь маме по хозяйству и, конечно, погулять. Кроме того, хочется посмотреть по телевизору интересную передачу или поиграть в компьютерные игры.! А тут время пропадает из-за того, что трудно быстро проснуться! Он нехотя умывается, садится за стол и есть ему совсем не хочется! Оказывается, чтобы быстро стряхнуть с себя сон и делать все легко, с удовольствием, не хватает одного… утренней гимнастики.

 

 Всего несколько минут активных движений – и сонливости, вялости как не бывало. Казалось бы, совсем простые, незамысловатые движения, а какое чудодейственное влияние оказывают они на человека! Некоторые даже сомневаются: «Может, дело вовсе не в упражнениях и гимнастика тут ни при чем? Возможно, само собой получилось, что я в два счета стал бодрым и жизнерадостным?»

 

 Нет, не само собой это получается. Только благодаря гимнастике человек быстро и с пользой для здоровья переходит от сна к бодрствованию. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно.

Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных

процессов, у человека снижена умственная и физическая работоспособность,

практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций.

Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в

течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большей

степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только

не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма, которому

после пробуждения предъявляются значительные психические и интеллектуальные

нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание

процессов перехода к состоянию бодрствования после сна.

На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования

можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс

те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В

свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются

разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему как

из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих

сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной

системы.

Проаналезировав эмоциональное состояние наших учащихся, мы пришли к выводу, что в школе просто необходимо проводить утреннюю, психоэмоциональную гимнастику.Основная цель зарядки - повысить тонус нервной системы, активизировать

деятельность других органов, увеличив тем самым умственную и физическую работоспособность организма.

 

То есть помочь учащимся плавно, без усилий перейти из состояния дремоты в состояние психической и эмоциональной готовности к учёбе. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая

неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно

составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций,

одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

При составлении комплекса утренней психоэмоциональной гимнастики я  учитываю закономерности функционирования организма после сна, что обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

При проведении гимнастики , использую методы показа ( в начальной школе, гимнастику проводят ученики средней школы), так же словесный метод. На диск записывается и музыка и словесные описания упражнений и счёт. В этом году  ученики выполняют упражнения по желанию, на диске записана музыка и словесные рекомендации. Например: выполняем упражнения на развитие плечевого пояса. И ребята выполняют , те упражнения, которые им хочется.Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее воздействие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики  выполняют в определенной последовательности. Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу,  например: ходьба. За ними выполняют  упражнения типа «подтягивание», на формирование осанки. Затем приступают к упражнениям, воздействующим на большие группы мышц всех частей тела (ног, плечевого пояса, живота, спины),  – различного рода поворотам и наклонам. За ними следуют упражнения более сложного характера (например, движения туловища в сочетании с движениями ног и рук: приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища  и другие), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов.

После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление. Хорошо освоенные упражнения становятся постепенного легкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому надо каждые 2-3 недели комплекс менять . Хочется отметить, что утренняя гимнастика направлена на повышение психоэмоционального состояния ребенка перед началом рабочего дня.

 

Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки

является самочувствие после зарядки. Если в результате выполнения комплекса

упражнений человек ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и

самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

Упражнения утренней психоэмоциональной гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку, т.к.  процессы возбуждения в нервной системе стимулируют интенсивные звуковые сигналы (например, громкая ритмичная музыка, яркий свет).

 

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком

высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного

 торможения в нервной системе. Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки,

так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.

 

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики,

разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна

и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить

организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам,

является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в

отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и

физическую работоспособность в течение дня.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая

неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно

составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций,

одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

     «ВАКО», 2004.

2.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 

     2004.

 3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

     ООО «Дрофа», 2003.

4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель

    Москва    2003.

5. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания

   учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2007.

6. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

    современной школе», Москва, 2002 г.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ClubPedagog (19.12.2012)
Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024