Развитие
физических, моральных качеств и инициативы подростков
с помощью
овладения навыками строевой подготовки
Надежда Петровна Кудрявцева,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ
«Горизонт»
Актуальность. Строй – это синоним таким понятиям как организация,
порядок. Вот почему под удар критики в свое время попал именно строй (строевая
подготовка). Давайте вспомним прессу и высказывания ряда деятелей от педагогики
времен перестройки и начала "демократии": "муштра",
"военизация детства", "нивелировка личности". С момента
создания русской регулярной армии Петром I воинский строй считался наиважнейшим
местом солдата. Ни офицер, ни рядовой не имели права вести себя в строю
произвольно и тем более, самовольно покидать его. «Обучая воинскому строю,
нужно в мирное время приучать солдат никуда не торопиться и никуда не
опаздывать, ибо в военное время будет поздно вырабатывать такую привычку». Эта
мысль принадлежит известному русскому военному теоретику и педагогу генералу
М.Н.Драгомирову. Она не утратила своего значения и в наши дни. "Хорош в
строю – силен в бою". Справедливость и мудрость этого правила подтверждены
опытом Великой Отечественной войны, когда отличная строевая выучка, высокое
боевое мастерство личного состава давали возможность нашим подразделениям и
частям выполнять труднейшие боевые задачи с минимальными потерями и в короткий
срок.
Активному формированию уважительного
отношения к строевой подготовке будут способствовать также церемонии или
ритуалы, связанные с выносом и подъемом Государственного флага, Знамени своего
учреждения, объединения; при торжественных построениях на линейках, митингах в
знаменательные даты в жизни страны и Вооруженных сил РФ; во время несения
почетного караула у памятников, обелисков и мемориальных знаков. Обстановка торжественной
церемонии, военизированного соревнования побуждает учащихся овладевать
строевыми приемами и навыками, что порождает у подростков эмоциональный подъем.
Строевая
подготовка, являясь составной частью начального военного обучения, оказывает
влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса.
Цель: формирование у воспитанников
дисциплинированности, выработка строевой выправки, образцового внешнего вида,
навыков быстрого и четкого выполнения строевых приёмов, развитие выносливости и
инициативы.
Задачи:
·
обучить строевой подготовке на основе Строевого
устава Вооружённых Сил РФ;
·
способствовать формированию патриотических
качеств личности: любовь к Отчизне, готовность выполнить гражданский долг,
·
дать каждому воспитаннику возможность
попробовать себя на должность командира отделения;
·
развивать навыки работы в коллективе;
·
воспитывать организованность,
дисциплинированность, исполнительность, подтянутость, внешнюю опрятность.
Строевая
подготовка – дело сугубо практическое. Каждый прием или действие нужно
отрабатывать многократным и правильным повторением.
Накануне
занятий преподавателю следует подготовить командиров отделений в качестве своих
помощников. При выборе командиров учитывать инициативу подростков (желательно,
чтобы при изучении темы «Строевая подготовка» командирами побывали все воспитанники).
На первом занятии преподаватель проводит
строевой расчёт, учащиеся занимают места в строю в зависимости от роста (по
ранжиру). В дальнейшем все занятия надо начинать с построения и осмотра их
внешнего вида.
Проводя занятия, руководитель или командир должен
подавать команды громким, властным голосом,
четко произнося каждое слово. Сила
голоса соизмеряется с протяжённостью строя.
Неправильно и нечетко поданная команда вызывает замешательство у исполнителей, подрывает авторитет руководителя,
командира, снижает дисциплину. Подавая команды и отдавая приказания, руководитель или командир обязан сам принимать положение
«смирно».
При отработке
каждого приема или действия необходимо придерживаться такой методической
последовательности:
1.
назвать прием (действие) и подать команду, по которой
он выполняется;
2.
показать образцовое выполнение приема (действия) в целом,
затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка
выполнения приема;
3.
научить подростков технике выполнения приема (действия)
сначала по разделениям (замедленное действие), затем в целом, добиваясь
правильного его выполнения;
4.
тренировать учащихся в выполнении приема (действия),
добиваясь ловкости, быстроты и четкости.
Занятия по
строевой подготовке рекомендуется проводить так же в определённой
последовательности: построить взвод, проверить наличие учащихся и их внешний
вид. При необходимости сделать замечание и предложить устранить недостатки.
Взвод строится в двухшереножном развернутом строю, где каждый учащийся должен
знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После
этого следует проверить практическое выполнение некоторых строевых приемов,
изученных ранее. В основной части занятия преподаватель показывает технику
выполнения изучаемого строевого приема (действия) в целом и по элементам, затем
по его команде показанный прием (действие) выполняют учащиеся по элементам и в
целом. Тренировку можно проводить попарно: в каждой паре подростки поочередно
подают команды друг другу. Преподаватель следит за действиями учащихся и исправляет
допущенные ими ошибки, обращая особое
внимание на правильность выполнения строевых приемов. Каждое занятие должно
заканчиваться кратким разбором и ответом на вопросы учащихся.
На занятиях по
строевой подготовке учащимся прививается аккуратность, дисциплинированность и
внимательность, вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приемы и
действия в составе подразделения. Критерием строевой подготовки воспитанников
является культура поведения и дисциплинированность, готовность умело
действовать в строю, а если понадобиться
и в бою.
Основная воспитательная задача строевой
подготовки заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у подростков
уважительное отношение к строевой выучке как важнейшему традиционному атрибуту
воинской службы. Данная задача должна решаться не только на занятиях по
строевой подготовке, а также при построениях, передвижениях и при
проведении военно-спортивных и
патриотических мероприятий.
Необходимо
добиваться, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели четко
докладывать, и были в постоянной готовности к действию.
Строевая
подгот овка развивает координацию. Координация – процессы согласования
активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio – взаимоупорядочение.
При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации
движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся
органов. Овладение навыками строевой подготовки способствует выработке у
подростков четкой координации движений, развитию и укреплению большой группы
мышц, что необходимо для полноценного гармоничного развития растущего
организма.
Тренировки – важная составная часть строевых
занятий. Они оказывают сильное воспитательное воздействие на учащихся.
Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства,
других волевых усилий, чтобы добиться его безукоризненного исполнения. В
тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного
соревнования, которое предусматривает взаимную помощь.
Строевая стойка, как известно, является
основным элементом строевой выучки, на котором зиждутся все другие. Поэтому
необходимо добиться, чтобы принятие строевой стойки вошло в привычку учащихся
на всех занятиях, при общении их между собой, а также при обращении к
командирам отделений, взвода, к руководителю, инструктору. Для этого нужно
внимательно наблюдать за поведением учащихся и всякий раз деликатно напоминать
им об этом. Пример должен показывать командир и руководитель.
В строевой подготовке особое место занимают
занятия, на которых учащиеся осваивают приемы воинского приветствия. В этих
приемах проявляются практически все основные элементы строевой выучки; строевая
стойка, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору. Это не
просто строевой прием, а один из видов воинских ритуалов, включающих взаимное
приветствие военнослужащих при встрече как обязательный акт воинской вежливости,
а также выражение уважения и оказание воинской почести историческим памятникам,
мемориалам. Воинская честь – понятие нравственное, характеризующее нравственные
качества и принципы воина (воинского коллектива), его поведение и отношение к
выполнению воинского долга. Воинская честь предполагает также уважительное
отношение каждого воина к своему званию, положению, обязанностям и своим
товарищам по ратному труду. Честь непременно предполагает верность данному
слову, что является важным критерием нравственной зрелости воина.
Обучение воспитанников строевой
подготовке требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и
целеустремлённости, самоутверждения как личности через социально значимую
деятельность. У воспитанников формируется самоосознание «Я – концепция».
Самореализация детей и подростков позволяет повысить их самооценку, а также
почувствовать психологическую комфортность в коллективе. Воспитанники понимают,
что самое главное богатство – это жизнь и здоровье, и осознают всю ценность
здорового образа жизни, безопасности себя и окружающих.
Познавательные интересы детей и
подростков значительно расширяются, развивается действено-практическая сфера
личности, возникает интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию,
нравственному и физическому самосовершенствованию, к общению с разными людьми.
Военно-патриотическое воспитание дает каждому возможность найти собственную
социальную нишу, самоутвердиться и самореализоваться. Наши воспитанники
поступают в специализированные образовательные учреждения, смежные с профилем
объединений.
|