СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ
РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Каждый
современный педагог стремится расширить горизонты своего профессионального
пространства. Сегодня виртуальным пространством для обучающихся стал Интернет.
Нельзя
забывать, что мы живем в эпоху высоких
технологий. И наши прямые обязанности и цели как педагогов - интегрировать
в образовательный процесс новейшие телекоммуникационные
технологии, в частности социальные сети.
Что
же такое социальная сеть, какие принципы лежат в ее основе, какие возможности
для педагогов она предоставляет? Социальная
сеть - интерактивный многопользовательский сайт, который наполняется самими
участниками сети. Среди основных принципов
социальных сетей следует выделить:
·
идентификацию (возможность
указать информацию о себе);
·
присутствие на
сайте
(возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте);
·
отношения
(участники могут быть обозначены как друзья, родственники, что помогает
установить контакт с родителями);
·
общение
(возможность общаться с другими участниками сети);
·
группы (возможность
сформировать сообщества по интересам);
·
обмен (возможность
поделиться с другими участниками значимыми для них материалами: документами,
ссылками, презентациями).
Для
организации уникальной образовательной среды есть возможность использовать
любую уже действующую социальную сеть или построить свою.
Сегодня
социальные сети стали привычной средой для современных подростков.
Использование именно социальной сети в качестве учебной площадки дает
возможность вести совместную работу, реализовывать учебные проекты. В качестве
примера СС рассмотрим сервис "ВКонтакте" (http://vkontakte.ru) т.к. в этой
социальной сети зарегистрировано огромное количество школьников. Интерфейс «ВКонтакте» один из самых дружелюбных по
отношению к пользователю (все его функции удобны и легко осваиваются, есть
простые и понятные инструкции).
В
чем же феномен социальной сети с
педагогической точки зрения? Дело в том, что ребёнок сам представляет себя в сети и перед педагогами открывается
широкое поле для психолого-педагогического анализа. В традиционных форматах коммуникации
«учитель-ученик» мы в основном можем довольствоваться лишь внешней, формальной
информацией об обучающемся (записи в
классном журнале). Спровоцировать подростка на рассказ о себе непросто.
Очевидно, что для поиска контактов с подростком, для понимания его внутреннего
мира, интересов информация, предоставляемая им в социальной сети, -
интереснейший материал для мониторинга. Такая информация, как пол, семейное положение, дата рождения,
родной город, политические и религиозные взгляды, мобильный и домашний
телефоны, деятельность, интересы, любимая музыка, фильмы, книги, игры, цитаты,
может быть использована для анализа и дальнейшего контакта между педагогом и
учеником.
Благодаря функции
«Календарь» друзья могут
видеть дни рождения друг друга и поздравлять с праздником, отправлять красочные
открытки, стихи.
«Новости» – еще одна
функция ВК, благодаря которой можно ежедневно получать сообщение о том, что
происходит на страницах у тех, с кем ты находишься «в контакте» (размещены
новые фотографии, добавлены новые друзья или новые группы, написаны новые
заметки, назначены новые встречи и пр.)
«Аватар» - выбираемый
пользователем визуальный образ (фотография, рисунок или предмет). Аватар может
дать существенную психологическую информацию.
«Статус» - мысль,
цитата, фраза, актуальная для пользователя на данный момент времени. Она
может помочь определить
психологическое состояние ребёнка.
Еще
один значимый сервис "ВКонтакте"– «Группы». Это один из основных инструментов, позволяющий
устанавливать горизонтальные межпользовательские связи: находить друзей,
единомышленников, общаться по определенной тематике. Перечень групп, участником
которых является человек (для подростков в основном характерно одновременное
участие в десятках групп), также становится своеобразным портретом личности и
даёт педагогу возможность проследить и в какой-то
мере проконтролировать
изменение интересов ребёнка. Педагог может использовать сервис
«Группы» для проведения различных мероприятий внутри этого сообщества.
Например, сопровождение и проведение предметной олимпиады, помощь в освоении
предмета и т.д.
Очевидно,
что подростковая активность в социальных сетях – мощный инструмент, который при
определенном взгляде и умении позволяет нам видеть и понимать, чем живут наши
ученики, даёт возможность заглянуть в их мир, привлечь к различным
мероприятиям.
Мне, как молодому педагогу и классному руководителю, хочется отметить, что
социальная сеть как средство коммуникации с группой делает мою работу не только
эффективной, но и интересной. Сначала я
использовала социальную сеть как
учитель-предметник: отправляла домашнее задание заболевшим ученикам, размещала тексты, презентации, фотографии и
картинки страноведческого характера, стихи, песни или
караоке на английском
языке. Для учащихся девятого
класса разместила в форме
«документа Word» вопросы,
билеты и
тексты для подготовки к
экзамену. Там мы делились
идеями и информацией, когда готовили
городские выступления по
предмету, создавали презентации и проекты. Сейчас посредствам сети я
помогаю бывшим выпускникам
школы с выполнением институтских заданий, консультирую по
английской грамматике.
Когда я
стала классным руководителем, испытала необходимость
в создании отдельной
группы «Мой класс», чтобы
иметь возможность отправлять
актуальную информацию не
каждому ученику отдельно, а всем ребятам
сразу, тем самым экономя
время. Важно, что на данный момент администратором группы
являюсь не только я, но и
несколько учащихся моего класса. То есть это наше общее дело, наш
общий проект. В рамках группы
мы делимся новостями, обращаем внимание
на изменения в расписании, при помощи
открыток поздравляем друг друга с праздниками и желаем скорейшего
выздоровления, обсуждаем волнующие темы (например, «Хотели бы вы
снова учиться по
субботам?», « Мой любимый
школьный предмет», «Мы против
курения!»). Также мы вместе
создаём фотоальбомы (например, «1 сентября»,
«День здоровья», « Осенний маскарад») и договариваемся о встречах (операция «Чистый двор», посещение ветерана ВОВ, поздравление на дому ветерана
педагогического труда, репетиция
новогоднего выступления были организованы
посредством социальной сети).
Итак,
посредством использования социальных сетей я реализую такие педагогические задачи, как
ü участие обучающихся
в различных проектах,
ü расширение круга
общения подростков,
ü воспитание
толерантности,
ü развитие критического
мышления,
ü повышение
информационной компетентности как обучающихся, так и своей в частности.
В
завершение хочу сказать, что
членство в социальной сети стало еще одной альтернативой электронной
почте или мобильному телефону: «друг» в социальной сети
– это возможность оперативной связи с человеком. Отсутствие у человека аккаунта
в СС сегодня уже рассматривается как коммуникационное неудобство, трудность
связи.
Конечно
же, существуют и проблемы, связанные с использованием социальной сети. Например,
зачастую это отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень
информационно-коммуникационных компетенций. Запретить подросткам заходить в
Интернет и пользоваться социальными сетями довольно проблематично. Как минимум
такая попытка будет бесполезной: пользоваться все равно будут, только тайно. Но
мы, педагоги, не должны отстраняться от этого «детского» пространства, а
обязаны, по моему мнению, обживать и
облагораживать его вместе с нашими учениками.
|