Приветствую Вас Гость | RSS Пятница
11.07.2025, 03:52
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 1

Зайцева В.В., "История матрешки"

Проект "История матрёшки" во второй младшей группе.

Актуальность:

         Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка" небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

         - Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки "Матрёшки"? - Чем должна быть игрушка "Матрёшка" для ребенка?

         - Как выбрать то, что нужно ребенку?

         - Игрушка "Матрёшка" полезная или вредная.

         Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

         Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей младшего возраста.

         Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной.

         Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс, но вместе с тем возникло противоречие между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии игрушки на развитие речевых, эмоциональных, познавательных и музыкальных способностей ребенка в детском саду и дома.

         Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста.

         Для данного проекта выбрана игрушка "Матрёшка".

         Матрёшка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению матрёшки и использования ее.

         Цели: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке; создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

         Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предмет проекта: Матрёшка.

Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный.

Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение: куклы матрёшки, изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрёшки, русские народные сарафаны и косынки, трафареты (силуэты) матрёшек, таблицы с элементами народных росписей, магнитофонные записи русских народных песен, тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома "История матрёшки".
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  3. Выставка "Семейная матрёшка".
  4. Досуг с детьми "Русский сувенир".
  5. Презентация для родителей "История матрёшки".
  6. Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  3. Составление схемы "Модель трёх вопросов".

 

2 этап. Основной.

Цели:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы и составлять рассказы.
  5. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность.

  1. НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  2. НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  3. НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  4. НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  5. НОД: "День рождения у матрёшки".
  6. Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  7. Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.

Развитие речи.

  1. Рассматривание изображений разных матрёшек.
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность.

Рисование.

Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки)

Лепка.

Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: "Детская авторская матрёшка".

Музыкально-художественная деятельность.

  1. Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность.

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  3. Пальчиковые игры.

 

3 этап. Заключительный.

Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы.

Итог проекта:

  1. Разработка конспектов НОД.
  2. Выставка: «Книжка - малышка».
  3. Презентация проекта.

Вывод:

         Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрёшек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрёшку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрёшек.

         Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

         В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Категория: Секция 1 | Добавил: alexanderkostritsky (18.01.2016) | Автор: Зайцева В.В.
Просмотров: 755 | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025