Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В федеральном государственном образовательном стандарте по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях придается большое значение процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. А также объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний, снижается обмен и объём информации, поступающий в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
В настоящее время проблемы со здоровьем дошкольников стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией его ухудшения. Отмечается уменьшение удельного веса движений, что отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки. Двигательная активность для ребенка дошкольного возраста является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим количеством разнообразных движений и действий овладевает ребенок, тем шире будут контакты с реальной действительностью, а значит, и благоприятнее условия для психического развития. Дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.
Детский туризм в ДОУ – инновационный подход к сохранению и укреплению здоровья детей. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые приятные воспоминания. Я хочу, чтобы город, в котором мы живем, стал для ребят любимым.
Для этого необходимо формирование у детей нравственно-патриотических чувств, в процессе знакомства с родным городом, воспитание любви к своей малой родине; привитие интереса к истории родного города через расширение знаний детей о нем, о его достопримечательностях. Таким образом, дошкольный туризм дает возможность реализации разнообразных форм работы по усовершенствованию у детей физических качеств, дружеских взаимоотношений и формированию знаний о здоровом образе жизни.
Стремление путешествовать сопутствует человечеству в течение всей истории его существования. Средства туризма занимают определенное значимое место в системе физического воспитания и способствуют формированию двигательной сферы и созданию психолого-педагогических условий развития. Топографические прогулки, подвижные игры с включением поисковых ситуаций, игровые комплексы в помещении и на участке детского сада с использованием природных и социальных объектов способствуют развитию у дошкольников ориентировки в пространстве. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя: тематические беседы, дидактические игры, конкурсные задания, игровые обучающие ситуации, прогулки-поиски, прогулки-разведки, природоведческие прогулки, игровые мероприятия, тренировки, сюжетно-ролевые игры, соревнования между туристическими группами, разработку туристических маршрутов «Мой родной город».
В своей работе с детьми я часто привлекаю к сотрудничеству родителей. Целостное социально-личностное развитие ребенка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и его семьи. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга. Так и в проекте «Путешествие по городу» родители моих воспитанников приняли активное участие. Совместное взаимодействие семьи и детского сада укрепляют наше сотрудничество.
Прогнозируемые результаты проекта: открытие с детьми своей «малой Родины», адаптация и самореализация дошкольника в городском социуме.
В ходе практической части проекта «Путешествие по городу» мной были запланированы и проведены: ознакомительная консультация с родителями о проекте; изучение теоретических вопросов по теме проекта; рассказы детям о городе; беседа «Протвино – город ученых»; рассматривание фотографий и беседа на тему «Наш город Протвино»; выполнение детьми практических заданий совместно с родителями «Улицы нашего города» (рисунки, аппликация); составление творческих рассказов «Моя улица», «Город, в котором я живу»; проведение дидактической игры «Что изменилось?» - сравнить по фотоснимкам наш город в прошлом и сейчас; организация сюжетно-ролевых игр: «Построим улицу города», «Строительство нового дома», «Достопримечательности нашего города»; экспериментальная деятельность «Создание совместно с детьми плана – карты нашего детского сада»; знакомство детей с пословицами и поговорками о родине; чтение стихов: «Мой любимый город»; чтение рассказа «Я живу в городе»; поход в ближайший дворик; поход в детский городок «Сказка»; творческое задание (практическая деятельность детей совместно с родителями) - найти местонахождение фотоснимка «Город в прошлом» в нашем городе и сделать новый «Город сейчас» с участником проекта, составить мини-рассказ об увиденном или подобрать стихи; поход на рубеж обороны, где дети смогли увидеть реконструкцию настоящего сражения и возложить цветы к могилам павших воинов-освободителей; оформление фотоальбомов «Наш город - Протвино», «Наш город в прошлом и сейчас»; создание выставки работ детей «Мой родной город Протвино»; презентация «Путешествие по городу Протвино»; праздник «С Днем рождения Протвино ».
Инновационный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, формирование нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом, воспитание любви к своей малой родине, расширение кругозора, укрепление здоровья - дает детям положительное отношение к миру, другим людям и к самому себе. В процессе построения образовательной деятельности на основе взаимодействия детей и взрослых, ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, обладает развитием воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, проявляет любознательность. В центре внимания педагогического процесса всегда стоит личность ребенка, уникальная и неповторимая, которая познает мир. Взрослые, педагоги и родители, должны оказать необходимую поддержку ребенку, обеспечивающую возможность быть счастливым и здоровым.
Литература
-
Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. – М: УЦ Перспектива, 2012.- 120 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32 с.
|