Развитие сенсорного восприятия у детей коррекционных
образовательных учреждений средствами лепки
Ольга Николаевна
Гонина,
методист, педагог
дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизнт»
Актуальность. Всестороннее
представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного
восприятия, т.к. оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью
тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,
величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия
ребёнка с предметом является хватание, во время которого форма, величина,
масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит
глаз. На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет
огромное значение. На ощупь познаётся объёмная форма предметов, ощупывающие
движения ложатся в основу изображения предметов в лепке.
Постановка проблемы. Роль тактильно-двигательного
восприятия имеет большое значение в навыке любого ручного труда. Таким образом,
можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться
серьёзная работа по развитию тактильно-двигательного восприятия.
Особенно это
важно для детей с трудностями в развитии. Я работаю на базе Реабилитационного
Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. В моём объединении
учатся дети в возрасте 5-12 лет с различными отклонениями здоровья, и,
соответственно, различным нарушением развития сенсорных систем. Неполноценность
развития любых наших пяти сенсорных систем сказывается на развитии речи,
затрудняет приобретение трудовых умений и адаптацию детей в жизни.
Цель: развитие сенсорного восприятия у
детей коррекционных образовательных учреждений средствами лепки.
Задачи:
·
Научить способам работы с пластичными материалами
и инструментами для лепки.
·
Активно влиять на развитие сенсорной системы.
·
Расширять зрительные образы окружающего мира (от
глобального к дифференцированного).
·
Совершенствовать двигательные умения, развивать
мелкую моторику.
·
Закреплять представления о цвете, форме и
величине предмета.
·
Развивать навыки адекватного поведения в общении
с взрослыми и детьми.
·
Способствовать формированию художественного
вкуса.
В данной работе
я остановлюсь на проблеме общего развития детей через тактильно- двигательное
восприятие.
Рука, пальцы,
ладошка – едва ли не главные органы, приводящие в действие механизм
мыслительной деятельности детей. Чем тоньше зрительные и тактильные ощущения
ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его
предметы и явления, т.е. наиболее успешно упорядочить мышление.
У детей с
отклонениями в развитии психические и физические процессы обычно формируются
медленнее, чем у ровесников. Для детей с особенностями в развитии и обучении
характерна неравномерность развития психических процессов – каждый ребёнок
развивается по-своему, имеет индивидуальную систему дефектов. А значит и подход
должен быть индивидуальный.
Дети в меньшей
степени, чем взрослые, способны дифференцировать (т.е. разделять) своё
зрительное поле. Чем подробнее перцептивное (связанное с внешним миром)
восприятие и воспроизведение, тем более развиты соответствующие зоны мозга
ребёнка. Лепка – один из способов воздействия и психокоррекции сенсорного
восприятия.
Обучение
ведётся по этапам от простого к сложному. Основой этапности обучения является
не возрастной критерий, а уровень психического и физического развития. Время
пребывания на каждом этапе зависит от тяжести нарушений в интеллектуальной и
речевой сферах. Соответственно, одни дети могут усваивать материал и
воспроизводить способы работы быстрее, а другие – медленнее. Желательно, чтобы
ребёнок находился на каждом этапе обучения до полного овладения им предложенным
материалом.
На каждом этапе обучения ставятся свои
задачи.
1 этап – накопление представлений о
величине предметов.
·
выделение формы, величины как особых признаков
предмета, узнавание наощупь знакомых предметов.
·
развитие мелкой моторики: обучение практическому
различению формы, перераспределению пальцев на предмете в зависимости от формы,
подготовка руки в соответствии с формой.
·
воспроизведение простых предметов по образу и
подобию.
·
автоматизация приобретённых умений до навыков.
2 этап – формирование устойчивых
сенсорных эталонов, закрепляемых речью.
·
умение использовать пластические материалы;
·
умение расположить композицию на листе;
·
осуществлять выбор предмета по речевой
инструкции;
·
составлять целое из нескольких частей.
3 этап – создание сложных образов и
форм.
·
проработка частных деталей;
·
полное целостное восприятие предмета;
·
анализ формы, цвета, расположения и
относительной величины частей.
В процессе
тактильно-двигательного воспитания предусмотрены
специальные упражнения, направленные на развитие умения различать, выделять,
группировать, анализировать, предвидеть будущий материал по форме, величине,
расположению, образу.
В процессе дидактических
игр и упражнений дети учатся определять доступные им признаки предметов (форма,
величина, размер, и т.д.). Я приведу примеры:
Простое
упражнение «Ощупай и слепи».
Задачи: изображать полученный путём тактильно-двигательного
восприятия образ предмета; понимать, что правильное обследование предмета
оказывается необходимым для последующей деятельности.
Детям выдаются «чудесные мешочки», в которых находятся предметы
простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик,
мяч, морковка, яблоко, бублик и др.). Ребёнок ощупывает один предмет и лепит
его по своему представлению. Затем дети сравнивают свою поделку с предметом.
Более сложное
упражнение «Новые фигуры».
Упражнение учит создавать новые изображения из готовых
форм, развивает воображение, ассоциативное мышление.
Детям выдаются комплекты разных форм, вылепленных из глины:
шар, диск, цилиндр, конус, пирамида, куб.
Предлагается сложить из них разные фигуры. Новыми фигурами
могут быть неваляшки, снеговики, домики, цветы, цыплята и другое. Эту игру
желательно проводить с разными комплектами различных форм, чтобы не было
повторений.
Практическая
значимость.
Оценка даётся
только положительная, хотя и отмечаются недостатки. Дети должны радоваться
полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
Коррекционный результат занятий лепкой:
- дети воспроизводят более сложные фигуры и образы;
- созданная работа имеет законченный вид;
- прорабатываются частности;
- усложняется разнообразие взаимного расположения
элементов, фигур и образов в групповой работе.
- дети овладевают материалами и инструментами для
лепки;
- осваивают основные приёмы лепки.
На занятиях
воспитанники изготавливают панно, подарки к праздникам, ёлочные игрушки. Работы
детей участвуют в различных выставках в группе, в Реабилитационном Центре, в
Детско-юношеском центре, на городских мероприятиях. Учащиеся посещают эти
выставки и радуются, видя свои работы.
Вывод.
- Воспроизведение сложных фигур свидетельствует об
усложнении реакции мозга восприятия комплексных зрительных образов.
- Рекомендую педагогам начальной школы и воспитателям
активно использовать занятия лепкой для коррекции умственной деятельности
отстающих в развитии детей, а также для усложнения операций мозга детей
любого уровня развития.
Каждый человек
общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью сенсорных
систем. Для ребёнка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Эти ощущения развиваются
и формируются естественным путём, и чем больше разнообразной информации
поступает в мозг ребёнка, тем активнее идёт процесс формирования нервных клеток,
что сказывается на уровне развития его интеллекта. Дети с трудностями развития
нуждаются в своевременной, всесторонней и систематической педагогической помощи
в развитии тактильно-двигательных восприятий. Я рекомендую использовать лепку
для работы с детьми.
Литература:
1.
Лыкова И.А.
Мы лепили, мы играли. – М.; Карапуз- дидактика, 2005.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.; Просвещение,
1991.
- Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 1991-251с
|