Приветствую Вас Гость | RSS Вторник
11.02.2025, 08:16
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
IV Муниципальная НПК [53]
Материалы IV-й Муниципальной научно-практической конференции.
V Муниципальная конференция [55]
Материалы V Муниципальной с международным участием научно-практической конференции по здоровьесбережению.
Мои статьи [60]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » Мои статьи

Гонина Ольга Николаевна (ДЮЦ "Горизонт")

Развитие сенсорного восприятия у детей коррекционных

образовательных учреждений средствами лепки

Ольга Николаевна Гонина,

методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизнт»

 

Актуальность. Всестороннее представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, т.к. оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребёнка с предметом является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз. На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познаётся объёмная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предметов в лепке.

Постановка проблемы. Роль тактильно-двигательного восприятия имеет большое значение в навыке любого ручного труда. Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьёзная работа по развитию тактильно-двигательного восприятия.

Особенно это важно для детей с трудностями в развитии. Я работаю на базе Реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. В моём объединении учатся дети в возрасте 5-12 лет с различными отклонениями здоровья, и, соответственно, различным нарушением развития сенсорных систем. Неполноценность развития любых наших пяти сенсорных систем сказывается на развитии речи, затрудняет приобретение трудовых умений и адаптацию детей в жизни.

Цель: развитие сенсорного восприятия у детей коррекционных образовательных учреждений средствами лепки.

Задачи:

·                           Научить способам работы с пластичными материалами и инструментами для лепки.

·                           Активно влиять на развитие сенсорной системы.

·                           Расширять зрительные образы окружающего мира (от глобального к дифференцированного).

·                           Совершенствовать двигательные умения, развивать мелкую моторику.

·                           Закреплять представления о цвете, форме и величине предмета.

·                           Развивать навыки адекватного поведения в общении с взрослыми и детьми.

·                     Способствовать формированию художественного вкуса.

 

В данной работе я остановлюсь на проблеме общего развития детей через тактильно- двигательное восприятие.

Рука, пальцы, ладошка – едва ли не главные органы, приводящие в действие механизм мыслительной деятельности детей. Чем тоньше зрительные и тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, т.е. наиболее успешно упорядочить мышление.

У детей с отклонениями в развитии психические и физические процессы обычно формируются медленнее, чем у ровесников. Для детей с особенностями в развитии и обучении характерна неравномерность развития психических процессов – каждый ребёнок развивается по-своему, имеет индивидуальную систему дефектов. А значит и подход должен быть индивидуальный.

Дети в меньшей степени, чем взрослые, способны дифференцировать (т.е. разделять) своё зрительное поле. Чем подробнее перцептивное (связанное с внешним миром) восприятие и воспроизведение, тем более развиты соответствующие зоны мозга ребёнка. Лепка – один из способов воздействия и психокоррекции сенсорного восприятия.

Обучение ведётся по этапам от простого к сложному. Основой этапности обучения является не возрастной критерий, а уровень психического и физического развития. Время пребывания на каждом этапе зависит от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах. Соответственно, одни дети могут усваивать материал и воспроизводить способы работы быстрее, а другие – медленнее. Желательно, чтобы ребёнок находился на каждом этапе обучения до полного овладения им предложенным материалом.

На каждом этапе обучения ставятся свои задачи.

1 этап – накопление представлений о величине предметов.

·                           выделение формы, величины как особых признаков предмета, узнавание наощупь знакомых предметов.

·                           развитие мелкой моторики: обучение практическому различению формы, перераспределению пальцев на предмете в зависимости от формы, подготовка руки в соответствии с формой.

·                           воспроизведение простых предметов по образу и подобию.

·                           автоматизация приобретённых умений до навыков.

2 этап – формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепляемых речью.

·                           умение использовать пластические материалы;

·                           умение расположить композицию на листе;

·                           осуществлять выбор предмета по речевой инструкции;

·                           составлять целое из нескольких частей.

3 этап – создание сложных образов и форм.

·                           проработка частных деталей;

·                           полное целостное восприятие предмета;

·                           анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей.

В процессе тактильно-двигательного воспитания предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие умения различать, выделять, группировать, анализировать, предвидеть будущий материал по форме, величине, расположению, образу.

В процессе дидактических игр и упражнений дети учатся определять доступные им признаки предметов (форма, величина, размер, и т.д.). Я приведу примеры:

Простое упражнение «Ощупай и слепи».

Задачи: изображать полученный путём тактильно-двигательного восприятия образ предмета; понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Детям выдаются «чудесные мешочки», в которых находятся предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.). Ребёнок ощупывает один предмет и лепит его по своему представлению. Затем дети сравнивают свою поделку с предметом.

Более сложное упражнение «Новые фигуры».

Упражнение учит создавать новые изображения из готовых форм, развивает воображение, ассоциативное мышление.

Детям выдаются комплекты разных форм, вылепленных из глины: шар, диск, цилиндр, конус, пирамида, куб.

Предлагается сложить из них разные фигуры. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, цветы, цыплята и другое. Эту игру желательно проводить с разными комплектами различных форм, чтобы не было повторений.

Практическая значимость.

Оценка даётся только положительная, хотя и отмечаются недостатки. Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

Коррекционный результат занятий лепкой:

  • дети воспроизводят более сложные фигуры и образы;
  • созданная работа имеет законченный вид;
  • прорабатываются частности;
  • усложняется разнообразие взаимного расположения элементов, фигур и образов в групповой работе.
  • дети овладевают материалами и инструментами для лепки;
  • осваивают основные приёмы лепки.

На занятиях воспитанники изготавливают панно, подарки к праздникам, ёлочные игрушки. Работы детей участвуют в различных выставках в группе, в Реабилитационном Центре, в Детско-юношеском центре, на городских мероприятиях. Учащиеся посещают эти выставки и радуются, видя свои работы.

Вывод.

  1. Воспроизведение сложных фигур свидетельствует об усложнении реакции мозга восприятия комплексных зрительных образов.
  2. Рекомендую педагогам начальной школы и воспитателям активно использовать занятия лепкой для коррекции умственной деятельности отстающих в развитии детей, а также для усложнения операций мозга детей любого уровня развития.

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью сенсорных систем. Для ребёнка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Эти ощущения развиваются и формируются естественным путём, и чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребёнка, тем активнее идёт процесс формирования нервных клеток, что сказывается на уровне развития его интеллекта. Дети с трудностями развития нуждаются в своевременной, всесторонней и систематической педагогической помощи в развитии тактильно-двигательных восприятий. Я рекомендую использовать лепку для работы с детьми.

Литература:

1.                  Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли. – М.; Карапуз- дидактика, 2005.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.; Просвещение, 1991.
  2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 1991-251с

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ClubPedagog (19.12.2012)
Просмотров: 703 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025