Приветствую Вас Гость | RSS Четверг
16.05.2024, 02:41
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
IV Муниципальная НПК [53]
Материалы IV-й Муниципальной научно-практической конференции.
V Муниципальная конференция [55]
Материалы V Муниципальной с международным участием научно-практической конференции по здоровьесбережению.
Мои статьи [60]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » Мои статьи

Филиппова Наталья Николаевна (МБДОУ д/с №3 "Незабудка")


 

                                           ДОКЛАД

 

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая

 друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости.

(Звучит я запись песни «Я люблю тебя, жизнь». После окончания первого куплета учитель, приглушив звук, спрашивает присутствующих):

 

- «Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.  Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мне хочется, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.

            Обращаю ваше внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Разговор о питании стар как мир.

Здоровье - сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействие с окружающим миром. Формирование культуры здорового образа жизни оказывается одной из важнейших задач, решаемых в процессе воспитания. При этом культура питания должна рассматриваться как непременная часть этого социокультурного феномена.

Следует понимать, что обучение основам правильного питания как педагогическая задача имеет давнюю историю. Так, уже в средневековой литературе ( и даже более ранних литературных источниках), посвященной вопросам этики, воспитанию бытовой культуры, есть упоминания о нормах и правилах поведения во время еды, рекомендации по организации питания («Пчела»- 662 г.н.э., «Домострой»- 16 век и т.д.). Обучение правильному питанию включалось в содержание работы учреждений общественного образования - уже в стрелецких школах (17 в) мальчиков, юношей учили не только тому как воевать, но и тому, как заботиться о своем здоровье, в том числе и как правильно питаться. Большое внимание обучению питанию уделялось в женских образовательных учреждениях - Смольном институте, Мариинском женском училище. Так, согласно регламенту Смольного института «...сверх предписанного здесь вообще обучения ... третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какие на они приближаясь к часу своего выпуска, уже неотменно иметь должны...».

Начиная с 20 гт. 20 века разрабатываются методики обучения здоровому образу жизни. В этих методиках находит свое место и задача формирования основ правильного питания (И.И. Мильман).

Специальные обучающие программы, посвященные культуре питания, впервые появляются в 80 гг. 20 века, в европейских странах.

В настоящее время в мире реализуется более 300 национальных обучающих программ, связанных с правильным питанием.

В нашей стране основным документом, определяющим ситуацию, связанную с организацией питания школьников, является Государственный стандарт питания

обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Его основная цель - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников путем оптимизации их питания в образовательных учреждениях.

Значимая роль в стандарте отведена требованиям к условиям, обеспечивающим формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию, то есть формированию основ культуры питания.

В целом, организация этого процесса должна быть подчинена следующим основным принципам;

формирование основ культуры здоровья в младшем школьном возрасте должно отвечать следующим принципам:

-возрастная адекватность (вся информация и все формируемые навыки у ребенка должны быть востребованы в его повседневной жизни. Так, к примеру, для ребенка 6-7 лет, информация о видах и роли различных групп витаминов не имеет реального практического значения. Гораздо более важным оказывается формирование представления об основных группах продуктов- источников витаминов)

-    социокультурная адекватность. Формируемые навыки и привычки должны быть востребованы и находить отражение в актуальной культуре общества. Так, к примеру, формирование основ культуры питания должно учитывать традиции и обычаи питания, сложившиеся в народной культуре.

-    системность. Формирование полезных привычек- длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком или подростком. Успех будет возможен лишь тогда, когда во время каждого приема пищи ребенок будет получать подтверждение соблюдения правил рационального питания.

- пример взрослых. Даже самые эффективные обучающие методики не
дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать
правил здорового питания, заботиться о своем здоровье.

Формирование культуры питания, должно начинаться уже в раннем возрасте. При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы. Так, в случае, если речь идет о младших школьниках, следует понимать, что у детей в этом возрасте отсутствует осознание объективной ценности здоровья- в большинстве случаев у них нет или почти нет опыта «нездоровья», они далеко не всегда могут осознать отдаленные негативные перспективы поведения, связанного с нарушением правил здорового образа жизни. Поэтому работа по формированию культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна быть главным образом связана с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную, значимую для младших школьников деятельность. Так, к примеру, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой) должно осуществляться, главным образом, не только и даже не столько через разъяснение значимости и важности этой процедуры для здоровья, сколько за счет включения такой формы поведения в игровой соревновательный контекст (значимый и интересный для ребенка)-организацию соревнования между учениками, ведение специального дневника и т.д. В таких играх «незаметно» для ребенка происходит формирование полезной привычки.

При организации работы по формированию культуры здоровья следует учитывать возрастной ресурс ребенка -  те новообразования возраста, которые

могут стать основой здоровьесьберегающего поведения. Так. в младшем школьном возрасте у ребенка возникает качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, позволяющий ребенку не только освоить виды деятельности, связанной с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Поэтому родители могут использовать формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения (ведение дневника, в котором отмечается соблюдение правил здорового питания, самоконтроль за временем приема пищи и т.д. ). В младшем школьном возрасте происходит постепенная ориентация на группу сверстников, когда мнение и оценки друзей и одноклассников становятся столь же важными, что и оценки со стороны взрослых. Поэтому в деятельности по формированию основ здорового образа жизни могут быть использованы коллективные формы работы (дети в группе составляют меню завтрака, обеда или ужина и т.д.).

Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей младшего школьного возраста, являются следующие:

- формирование умения самостоятельно соблюдать основные правила гигиены питания (мытье рук, использование в пищу только продуктов, прошедших термическую обработку или вымытых, использование
индивидуальных столовых приборов и т.д.)

- самостоятельное соблюдение режима питания (питание «по часам» не менее 3 раз в сутки)

- формирование представления о продуктах и блюдах ежедневного рациона

-развитие умения оценивать вкус различных блюд, формирование позитивного отношения к разнообразным продуктам и блюдам, относящимся к категории «полезных»

-  формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.

При организации работы по формированию культуры здоровья и культуры питания у подростков нужно учитывать следующие характеристики этого возраста.

Подростковый возраст- время серьезных физиологических перестроек. Субъективно это может переживаться как состояние «нездоровья», которое вызывает страх, опасения.

В связи с этим информация, касающаяся устройства и работы организма, заботы о нем вызывает особое внимание, интерес. Подростки начинают сами искать сведения о работе организма - в журналах, на сайтах и т.д. При этом далеко не всегда могут оценить достоверность, научность найденных сведений. Поэтому специальная работа, связанная с просвещением подростков, в том числе и связанная с питанием, приобретает особое значение.

В подростковом возрасте происходит активный процесс осознание самого себя - поиск личной идентичности, формирование Я-концепции, включающей представления о себе, оценку своих свойств и качеств, являющейся регулятором взаимоотношений с окружающим миром . При этом идеальный образ себя далеко не всегда совпадает с реальностью. Расхождение между «Я-идеальным» и «Я-реальным» оказывается порой весьма значительным, что является причиной многочисленных переживаний для молодого человека.

Ориентация подростка на внешние «идеальные» факторы может быть использована как эффективное подкрепление различных форм деятельности, связанной с заботой о здоровье. Здесь нужно продемонстрировать их связь с внешностью, показать, как эти формы деятельности помогут подростку добиться позитивных результатов. С другой стороны, важно, чтобы подросток осознал, что человек привлекателен не тем, что он похож на кого-то, а тем, что он отличается от других. Поэтому поведение, связанное с заботой о здоровье, направлено не на переделку самого себя, а на совершенствование своих индивидуальных свойств и качеств. Так, к примеру, в подростковом возрасте юноши и девушки стараются при помощи специальных диет, использования «чудо-добавок» приобрести «модельную» фигуру , гладкую чистую кожу и т.д. Очень важно своевременно рассказать молодым людям о возможных негативных последствиях таких способах, рассказать о том, как при помощи рационального питания можно решить свои проблемы.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте оказывается общение. Поведение подростков в этот период оказывается коллективно-групповым. Оценки группы, ее нормы, традиции выполняют функцию регулятора и ориентира в выборе схемы поведения. Поэтому очень важно при организации работы по формированию основ культуры здоровья учитывать- какие ценности, идеи, идеалы популярны в молодежной среде. В качестве такого подкрепления могут выступить идеи социального успеха (здоровье, привлекательная внешность являются одними из признаков успешного человека), свободы самовыражения, признания окружающими и т.д.

Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у школьников подросткового возраста, являются следующие:

-формирование умения оценивать продукты и блюда с точки зрения их полезности для здоровья, в ситуации выбора отдавать предпочтение наиболее полезным продуктам и блюдам.

-  формирование готовности и умения ограничивать себя в использовании определенной категории продуктов (сладости, фаст-фуд и т.п.)

освоение кулинарных умений и навыков в приготовлении пищи. Важно сформировать у подростка понимание, что приготовление пищи для домашнего стола требует значительных затрат времени и сил. Этот труд заслуживает уважения и благодарности. Для того чтобы помочь взрослым членам семьи, часть обязанностей подросток может взять на себя.    Приготовление пищи может превратиться в увлекательное занятие, позволяющее человеку проявить свою фантазию, творческие способности и т. д. Однако для этого нужно освоить ряд кулинарных навыков и умений

-   освоение навыков безопасного поведения на кухне. Необходимо объяснить подростку, что существует большое разнообразие средств бытовой техники, которые облегчают домашний труд и позволяют приготовить вкусную еду. У каждого из них — свое назначение и определенные правила использования. Соблюдение таких правил не только продлит срок их эксплуатации, но и поможет избежать возможных опасностей для здоровья.

-   дальнейшее расширение знаний об этикете, правилах поведения за столом, освоение норм поведения при посещении учреждений общественного питания, а также правила и нормы поведения в гостях и в ситуации, когда к тебе приходят гости. Важно, чтобы подросток понимал, что гостеприимство хозяина, приглашающего гостей в дом, заключается не только в том, чтобы приготовить еду и накрыть стол, но и в том, чтобы сделать домашний праздник интересным и

-   формирование навыков безопасного питания - соблюдение правил гигиены, в том числе и во время питания вне дома, осторожность при употреблении новых видов продуктов и блюд, умение различать признаки несвежести продуктов и т.д.

О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто из нас может утвердительно ответить на вопросы:

  • Правильно ли Вы питаетесь?
  • Каждый ребенок добровольно откажется от шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши?
  • Как заинтересовать детей вопросами правильного питания?
  • Как научить любить тушеные овощи, молочные блюда и кисели?
  • Как приготовить различные полезные блюда и напитки?

 


        Примером эффективной организации по формированию у детей и подростков основ культуры питания является программа «Разговор о правильном питании». Она ориентирована на три возрастные группы: детей 6-8 лет, подростков 9-11 лет, подростков 12-14 лет. В настоящее время она реализуется в 37 регионах России, ежегодно в ней принимает участие боле 750 000 школьников.

Программа разработана в Институте возрастной физиологии Российской академии Образования (руководитель авторского коллектива - директор Института, академик РАО М.М.Безруких), инициатором разработки и спонсором программы является компания Нестле Россия.

 

        

       

 Каждая из трех частей программы - «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» состоит из 14-15 тем. Содержание программы может быть использовано при проведении специальных уроков здоровья, на факультативах, при организации внеклассной работы, проведении классных часов, а также может быть интегрировано в содержание базовых учебных предметов.

Её цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здорового образа жизни. Обучение по программе построено в интерактивной, привлекательной для школьников форме и представляет собой систему игр и творческих заданий, выполняя которые школьник осваивает полезные навыки и привычки.

Содержание программы охватывает различные аспекты проблемы питания- учащиеся не только знакомятся с различными группами продуктов, учатся оценивать их значение для здоровья, правильно составлять рацион, соблюдать правила гигиены, правильно вести себя за столом, но и узнают об истории   кулинарии, кулинарных традициях своей страны и народов других стран, знакомятся с произведениями искусства, в которых находит свое отражение тема питания.

Такой комплексный подход позволяет сформировать у школьников представление о питании как части культуры общества, увидеть связь питания с различными сторонами повседневной жизни.

Большую роль в программе отведена работе с родителями. Они вовлекаются в различные виды деятельности, являются постоянными участниками обучения.

Как показывает анализ результатов внедрения «Разговора о правильном питании», программа позволяет успешно решать задачу формирования полезных навыков и привычек в области питания. После изучения программы дети начинают выбирать более полезные продукты и блюда, соблюдать режим питания, ответственно относиться к своему здоровью.

На основании этой программы мы провели тестирование учащихся и родителей по вопросам питания.

 

Результаты предоставляем Вашему вниманию описание

.

Проблема питания требует комплексного, системного подхода и должна  решаться в рамках четко определенных задач при поддержке государства.
Задачи по сохранению и укреплению здоровья школьников, связанные с совершенствованием организации школьного питания, четко обозначены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Новая школа – это современная инфраструктура со столовой с вкусной и здоровой едой, новые санитарные правила и нормативы питания, сбалансированное горячее питание.
       

     Врачи – диетологи всего мира, наконец – то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека.

 

презентация

 

·         Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для удаления жажды, а для её вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее 5 чайных ложек.

·         Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельного картофеля, а из пюре. В сущности это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

·         Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивают высочайшую калорийность и желание есть снова и снова.

·         Сосиски, сардельки, варёная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми  жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка,  которые маскируются  под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

·         Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

 

Реалии нынешнего времени показывают нам, что состояние физического, психического и духовного здоровья наших детей может вызывать опасения у нас, взрослых. Слайды № 3 Вызывает тревогу то, что увеличивается количество учеников со сниженной остротой зрения, с дефектами в осанке ( сколиозом); дети также страдают заболеванием почек, сахарным диабетом. Но, пожалуй, самые частые жалобы в школе мы слышим на боли в животе, желудке. Наши ребята страдают от гастрита, гастродуоденита, даже, язвенной болезни.

К сожалению, сегодня все чаще источником опасности для здоровья становятся продукты питания. Чем питаются школьники – во многом зависит от их родителей.

Слайд №4 В школе мы постарались организовать горячее питание в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, может, оно не отличается особой разнообразностью, но работники столовой стараются готовить вкусно, подать пищу горячей. Горячие завтраки и обеды, приготовленные из свежих продуктов, просто необходимы детям, с заболеваниями желудка.

Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Здоровое питание повышает устойчивость детей к инфекциям.

Ваш ребенок должен получать все группы продуктов, рацион должен быть разнообразным. Необходимо соблюдать режим питания.

Слайды № 5 В рацион современного ребенка должны быть включены все группы пищевых продуктов:

  • Мясо и мясопродукты
  • Рыба и рыбопродукты
  • Молоко и молочные продукты
  • Яйца
  • Пищевые жиры
  • Плоды и овощи
  • Хлеб и хлебобулочные изделия, макароны, крупы, бобовые
  • Сахар и кондитерские изделия
  • Напитки


        В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые к указанным группам продуктов можно отнести лишь частично. Супы и макароны быстрого приготовления, «бэпэшки», чипсы, каши-минутки стали неотъемлемой частью нашего питания.

Некоторые из этих продуктов дети любят, некоторые из них очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе, и не имеют возможности готовить «правильные обеды», продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», кажутся наилучшим выходом. Но так ли безобидно увлечение этими продуктами?

№ 6 Какие же продукты относятся к опасной группе?

  •  Газированные напитки (химические добавки, внесенные в напиток для улучшения запаха, цвета и вкуса, консерванты потенциально являются сильными аллергенами. Употребление газированной воды может повышать кислотность желудочного сока)
  • Картофельные чипсы и сухарики (являются поставщиком «пустых калорий», которые могут остаться в виде избыточных жировых отложений в области талии и бедер подростка, специи, которые присутствуют в продукте, могут вызвать раздражение слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта)
  • Жевательные резинки ( чрезмерное употребление жвачки приводит к потере аппетита, провоцирует аллергию, воспаление кожи вокруг рта, способствует возникновению гастрита, дуоденита и других заболеваний)
  • Лапша быстрого приготовления (используются специи, состав которых влияет на здоровье: могут вызвать аллергию, раздражение слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта)
  • Бульонные кубики (искусственные красители и ароматизаторы провоцируют заболевания желудка и кишечника)
  • Хот-доги, гамбургеры и т.д. (большое количество калорий, холестерина могут вызвать избыточный вес и даже ожирение)


      

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ClubPedagog (19.12.2012)
Просмотров: 465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024