Приветствую Вас Гость | RSS Среда
15.05.2024, 02:57
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 4

Каменецкий Г.А., "Формы и методы развития музыкальных, технических и художественных возможностей учащихся детских музыкальных школ..."

Формы и методы развития музыкальных, технических и художественных возможностей учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств .

 

В работе рассматриваются элементы коммуникационных технологий работы с учащимися над увеличением количества изучаемых музыкальных произведений. Даются рекомендации формирования музыкального и художественного вкуса.

 

Детские музыкальные школы и детские школы искусств ставят перед собой цель - способствовать развитию общей и музыкальной культуры в стране, воспитывать грамотных участников художественной самодеятельности, а так же готовить лучших учеников к поступлению в средние профессиональные учебные заведения.

В основу настоящей работы легли некоторые проблемы обучения в музыкальной школе или школе искусств. Прежде всего это процесс общения на уроке преподавателя и ученика, умение преподавателя правильно построить урок, находить индивидуальные формы и методы работы с учеником для раскрытия его музыкальных, технических, художественных возможностей, воспитание в ученике умения самостоятельно мыслить, работать, достигая решения поставленных задач. В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития технических и художественных навыков ученика. С первых уроков необходимо приучать его внимательно и точно прочитывать и передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение.

Мы знаем, что успехи российской музыкальной педагогики общепризнанны. Высокий уровень преподавания многих музыкальных учебных заведений - подтверждение этих успехов. Об этом свидетельствуют победы наших музыкантов на различных престижных конкурсах, которые дают нам яркие артистические имена. Вместе с тем в музыкальной педагогике до сих пор приходится сталкиваться с нерешёнными проблемами.

Одна из главных - проблема развивающего обучения, соотношение обучения музыке и общемузыкального развития.

Между обучением и развитием учащихся часто имеется значительный разрыв. Формирование личности учащегося, его художественного сознания, кругозора, способностей осуществляется спонтанно. Особенно это заметно в системе массового музыкального образования - в детской музыкальной школе, детской школе искусств, кружках и т.д.

В детскую музыкальную школу нередко поступают учиться дети с обычными заурядными способностями, имеющие слабое, абстрактное музыкальное мышление. Именно такие учащиеся нуждаются в развитии музыкальных задатков. Поэтому между преподавателем и учеником необходим контакт психологический, музыкально-творческий. Чем методически последовательнее будет преподаватель, тем активнее творческая воля и исполнительское внимание ученика включается во все процессы работы.

Нередко безынициативность и вялость ребёнка в учебном процессе являются следствием работы преподавателя, не сумевшего пробудить в нём интерес к музыке и её исполнению. Общаясь с учеником преподаватель должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в исполнении. На этом зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приёмов воздействия на ученика.

Конечно, в первую очередь преподавателя привлекает ученик, который обладает слуховыми данными и быстро, интересно развивается в исполнительской сфере. Но нельзя довольствоваться только способностями ученика, умением всё "схватывать на лету". Увлечённость ребёнка нужно поддерживать, показывая при этом формы работы над деталями нотного текста, фактуры, которые помогут росту его самостоятельности. Это и является одним из условий творческого сближения ученика и преподавателя, что в немалой степени зависит от мастерства наставника и меры самостоятельности ученика.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что некоторые учащиеся осваивают минимальный учебный репертуар, их исполнительские умения и навыки , как правило, ограничены по диапазону, действия недостаточно универсальны. Эти учащиеся в практической игровой деятельности не способны выйти за пределы отработанных с преподавателем произведений.

Как же сделать так, чтобы увеличить объём используемого в работе материала? Каким образом расширить репертуарные рамки, как прийти к тому, чтобы ученик осваивал многое вместо концентрации на " немногое"? Решение проблемы, думается, в постоянном использовании на занятиях в классе двух видов работы - чтения с листа и так называемого "эскизного" изучения произведений (в порядке ознакомления).

О пользе чтения музыки с листа было известно ещё с давних времён. Уже в 9-м веке требования по чтению с листа содержатся во многих музыкальных трактах.

В чем же заключается польза чтения с листа?

Умение читать с листа открывает самые благоприятные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой.

В процессе чтения с листа учащийся имеет дело с материалом, который необязателен для дальнейшего прохождения. Это материал "не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить , узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться" (В. Сухомлинский).

Итак, чтение музыки с листа - один из кратчайших и наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащегося.

Ещё один путь увеличения объёма изучаемых произведений - путь эскизного разучивания. Овладение материалом при эскизном разучивании не доводится до концертно-исполнительской готовности. Работу над произведением можно считать законченной, если учащийся сумел охватить образный замысел сочинения, получить достоверное представление о нём и воплотить этот замысел, пусть даже с неполной технической отработкой с инструментом. Если это произошло, работа над произведением прекращается.

Некоторые преподаватели считают такую форму работы необходимой, так как сокращаются сроки работы над произведением, эскизная форма занятий ведёт к увеличению количества прорабатываемого материала.

Другие считают, что полезней выучить один этюд блестяще, чем десять хорошо.

Третьи требуют один этюд выучить блестяще и десять хорошо.

Единого мнения на этот счёт нет . Нет и специальной методики эскизного прохождения материала, но то, что такая форма работы обогащает и увеличивает педагогический репертуар-это несомненно.

Но за такими формами работы как чтение с листа и эскизная форма, нельзя забывать и о плановых произведениях, которые необходимо показывать на открытых концертах или академических выступлениях.

После стадии ознакомления с произведением перед юным музыкантом выдвигается задача детального разбора текста и его дальнейшее усвоение. Необходимо вникнуть в музыкальный язык пьесы, её выразительные средства; чем раньше ученик поймёт особенности произведения, тем осмысленнее он приступит к овладению отдельными частностями и произведения в целом.

На стадии перехода от разбора к разучиванию и освоению сочинения следует обратить внимание на воспитание у ученика навыков сознательной ориентировки в аппликатуре, так как она является частью художественной выразительности и неправильные аппликатурные приёмы не только разрушают красоту звучания, но и мешают техническому овладению произведением.

Полезным является и детальное обсуждение с учащимися их выступлений на экзаменах и концертах. Выявленные при этом положительные и отрицательные стороны исполнения должны заставить преподавателя уточнить методы своей работы.

Творческий контакт преподавателя и учащегося в значительной мере зависит от формы проведения уроков. Исходя из индивидуальных возможностей учащихся, преподаватель должен давать четкие задания и систематически проверять их выполнение. Он должен научить воспитанников сознательно, вдумчиво и правильно работать дома. При этом, нельзя предусматривать на уроке проверку большого количества заданий. После таких уроков ученик может быть дезориентирован относительно направленности домашней работы. Наиболее эффективными являются уроки, где всё внимание сосредоточивается на художественной сути музыки и конкретных способах её освоения.

Суммируя всё изложенное, нужно ещё раз подчеркнуть характерные особенности общения преподавателя с учеником в процессе школьных занятий: эмоциональное и аналитическое начало в методах музыкального воспитания ребёнка взаимосвязаны. Своеобразие работы с учениками заключается в умелом подборе репертуара, позволяющем в короткий срок овладеть произведением. Лишь отдельные пьесы выучиваются с целью их законченной исполнительской отшлифовки. Большое внимание уделяется знакомству с музыкальной литературой ,ансамблевой игре, чтению с листа.

Используя данные методы и формы работы с воспитанниками, преподаватель помогает ученикам совершенствовать практические навыки игры на музыкальном инструменте, воспитывает его художественный вкус, развивает образное мышление. На основе большого количества изученного музыкального материала, различного по форме, стилю, техническим задачам не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и закрепляются изученные технические приемы, умения и навыки самостоятельной работы с тестом. По завершении начального музыкального образования, выпускник будет иметь достаточный объем знаний, навыков и умений, позволяющий ему продолжить свое профессиональное музыкальное обучение.

 

 

 

Литература:

1. Примерная программа для детских музыкальных школ и школ искусств специального класса скрипки. Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образовании. Москва, 2002 г.

2.Берлянчик М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе.- М., Классика XXI, 2006г.

Категория: Секция 4 | Добавил: alexanderkostritsky (20.01.2016) | Автор: Каменецкий Г.А.
Просмотров: 506 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024