Приветствую Вас Гость | RSS Суббота
04.05.2024, 06:43
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 3

Соловова С.В., , "Здоровье сберегающие технологии при изучении химии."

"Здоровье сберегающие технологии при изучении химии."

 

Здоровьесберегающие технологии при изучении химии.

Теоретическая часть:

  Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на его здоровье.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

  • организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;

  • рациональная организация двигательной активности учащихся;

  • система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В основе здоровьесберегающего образовательного процесса лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся:

  • принцип деятельности;

  • непрерывности;

  • целостного представления о мире;

  • минимакса;

  • психологической комфортности;

  • вариативности;

  • творчества.

Такое обучение ориентировано на создание каждому школьнику условий для максимальной реализации как личности. Реализуясь как личность на каждом этапе обучения, ребёнок будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что порой важнее физического здоровья.

Практическая часть:

Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. На своих уроках я пытаюсь повысить работоспособность и творческую продуктивность детей, ориентируя их на здоровый образ жизни.

Обучение по здоровьесберегающим технологиям возможно только в ходе личностного общения (обучение каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном темпе). Я достигаю этого, используя дифференцированный подход к обучению. Мною созданы дидактические задания, которые отличаются по объёму и сложности. В моём учебно-методическом комплексе для каждой параллели есть комплект разноуровневых контрольных, проверочных и тестовых заданий.

На своих уроках я стремлюсь использовать различные формы деятельности учащихся: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную. Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.

Мною используется научно обоснованный принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомляемости и поддержания интереса к обучаемому материалу и процессу обучения. Это такие виды деятельности, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и т. д. Данный подбор видов деятельности способствует развитию памяти, логического и критического мышления.

Применяя индивидуальный подход к учащимся с учётом личностных возможностей, на уроках пытаюсь создать благоприятный психологический климат, а также ситуацию успеха и эмоциональной разрядки. Для поощрения учащихся употребляю не только оценочную систему. Но и словесные выражения: « Молодец!», «Умница!», «Я очень рада за тебя!» и т. д. В качестве разрядки на уроке знакомлю учащихся с интересными фактами из биографии учёных-химиков, использую оригинальные сравнения, отрывки из литературных произведений, да и обычную добрую шутку. Ведь результат любого труда, а особенно умственного зависит от настроения и желания его выполнять.

Важным принципом здоровьесберегающей технологии является формирование экологической культуры школьников. Это осуществляется через усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества. Немаловажно и овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.

Корректировка курса химии заключается во включении заданий экологического характера. К примеру, при изучении темы «Кислород» (9 класс) предлагаю учащимся, помимо перечисления источников загрязнения воздуха решить задачу: «На Новогодние праздники были вырублены ёлки с площади 20 га. Какой объём кислорода (н.у.) могли выделить эти деревья в течении года? В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки».

При изучении темы «Растворы» провожу урок «Вода – источник жизни». Где определяется значимость данного вещества для нашей планеты и всего человечества, а также проблема загрязнения источников питьевой воды и экономного использования водных ресурсов. Предлагаю выполнить домашнее задание: « Провести расчёты потерь питьевой воды при её утечке из водопроводного крана в течение дня, недели, месяца, года при условии: 1. Вода, непрерывно капает (определяют время, за которое наполнится стакан); 2. Вода течёт тонкой струйкой».

В содержательную часть урока я включаю по возможности вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся здорового образа жизни, советы по правильному питанию, устойчивости к стрессам. Элементы валеологии включаю при изучении следующих тем: «Спирты», «Белки», «Углеводы», «Жиры « и т. д.

Для увеличения работоспособности и снижения утомляемости в психологически устойчивых классах включаю в урок физкультминутки. Как правило, они занимают по продолжительности 2-3 минуты. Целесообразно включать их после обучающей части урока, перед закреплением.

В своей работе я также использую метод проектов. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. Все выбранные темы так или иначе связаны со здоровьесбережением: " "Чай - напиток богов", "Выбор зубной пасты", "Исследование жидких моющих средств для посуды", "Витамин над витаминами", "Польза и вред аспирина " и т. д.

Вывод:

Здоровьесберегающие технологии основаны на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей;

  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);

  • вариативности форм и методов обучения;

  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;

  • обучении в малых группах;

  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации;

  • создании эмоционально благоприятной атмосферы;

  • формировании положительной мотивации к учёбе («педагогика успеха»);

  • культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Считаю данные принципы перспективными и интересными. Их использование возможно при изучении любого направления в образовательном процессе. 

Категория: Секция 3 | Добавил: alexanderkostritsky (14.01.2016) | Автор: Соловова С.В.
Просмотров: 360 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024