Духовно - нравственное воспитание на уроках информатики
"Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю".
(А. С. Макаренко " Лекции о воспитании детей ".)
Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальнейшей проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за духовно - нравственное состояние общества возложена на образование. Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей.
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки.
Одной из важных задач духовно - нравственного воспитания на уроках информатики, как и на любом другом предмете – это целостное развитие личности школьника, формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
О значимости урока информатики, мы говорим на первых же уроках, приводя примеры использования компьютеров в различных сферах деятельности и разбирая понятия информационная культура, информатизация общества, компьютерная грамотность.
На уроках информатики формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе происходит при выполнении самостоятельных практических работ, где ребенок сам выбирает тему, подбирает материал и защищает его на уроке. Так, например, учащиеся младших классов при изучении графического редактора Paint создают открытки на праздники мамам, папам, учителям, в текстовом редакторе ко Дню учителя - они писали поздравления учителям, распечатывали и делали стенгазету, коллажи.
При изучении программы Power Point (для создания презентаций) учащиеся представляли работы на следующие темы:
-
теле-игра «Кто хочет стать миллионером?»,
-
любимые музыкальные группы,
-
«Кулинария»
-
«Кеды. Способы шнуровки»,
При изучении темы «Создание сайтов»:
-
«Анатомия человека»
-
«Каталог машин»
-
«Все необычное»
-
«Электронная библиотека»
-
«Постройки»
-
«Граффити» и т.д.
которые развивают их познавательную деятельность и расширяют кругозор, как самих учеников, так и их одноклассников.
Темы для работ ребята выбирают сами, в зависимости от их интересов, увлечений, пристрастий. В этих работах ученики могут проявить свои творческие, дизайнерские способности, научится пользоваться дополнительной информацией из книг, журналов, Internet. Они дают толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста выпускника гимназии. Происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развивается творческое мышление.
Укрепляя, воспитывая духовность через творчество, мы помогаем учащимся увидеть, оценить и создать красивое: оформить свои результаты, создать оригинальные работы, умело использовать графику и цвет.
Эмоционально воздействует на учеников и показ готовых работ сверстников по изучаемому программному обеспечению, т.е. учащимся наглядно демонстрируются возможности и сферы применения изучаемого материала, происходит обмен опытом.
Используются на уроках и межпредметные связи (с уроками математики, ИЗО, МХК, трудами, экономики), чтобы привить интерес и показать значимость уроков информатики.
На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся. Именно поэтому на уроках я наглядно стараюсь показать учащимся все возможности и сферы применения изучаемого программного обеспечения (текстовый редактор Word; электронные таблицы MicrosoftExcel; технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации; технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint; создание видеороликов в Windows Move Maker или Киностудия; программирование в Паскале; работа в «Кумире», «Мир информатики»).
Ребята с интересом используют изученные программы для создания своих проектов. Тематика творческих работ охватывает не только предметную область “Информатика и ИКТ”, но и другие школьные дисциплины. И что самое интересное, навыки работы с программами учащиеся перекладывают на другие предметы. Например, создают презентации для уроков математики, истории, МХК: был создан видеоролик на урок истории «Николай Александрович Романов», сайт «Мой уголок России. Моя малая Родина. Московская область город Протвино», в честь юбилея нашего города ребята сделали презентации (собрали фотоматериал о достопримечательностях города и оформили его в виде презентаций) «Любимому городу 50 лет».
В условиях современного образования все большее внимание уделяется вопросу воспитания патриотизма, любви к Отечеству и малой Родине. Учащиеся с интересом участвуют в конкурсах патриотической направленности и занимают призовые места:
-
Всероссийский конкурс, посвященный Дню защитника Отечества “23 февраля - Красный день календаря!” (социальный ролик) (1 место)
-
Всероссийский конкурс «Знакомьтесь, моя мама!» (мультимедийная презентация) (3 место)
-
Всероссийский конкурс “Женский чудный день весенний” (мультимедийная презентация) (2 место)
-
Всероссийский конкурс “Георгиевская лента” (видеоролик) (участник)
-
Всероссийский конкурс “Вставай, страна огромная” (ролик) (участник)
-
«Мой уголок России. Моя малая Родина. Московская область город Протвино» (сайт) (1 место)
-
«Мой уголок России. Моя малая Родина. Московская область город Протвино» (ролик) (1 место)
-
Всероссийский конкурс «Не дадим наш лес в обиду» (номинация: фотогалерея) (1 место)
На уроках информатики необходимо обращать внимание учащихся на соблюдение некоторых требований, которые позволяют сформировать нравственные нормы, бережное отношение к окружающему, к другим людям, культуру поведения, культуру работы (не уничтожать информацию для общего пользования, не способствовать распространению программ-вирусов, не допускать оскорблений, пользуясь анонимным характером в некоторых программных средах, не портить оборудование).
В заключение, хотелось отметить, что далеко немаловажно, с какой информацией приходится иметь дело школьнику. Если мы стремимся воспитать детей высоконравственными людьми, то и должны наполнять материал позитивным содержанием, который бы отвечал требованиям культурно – исторического, гражданского процесса нашего общества, отвечал требованиям высокого вкуса и порядочности.
|