Приветствую Вас Гость | RSS Суббота
04.05.2024, 01:26
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 3

Еремина М.В., «Православные традиции семейного воспитания как залог психического здоровья детей»

«Православные традиции семейного воспитания

как залог психического здоровья детей»

 

Введение

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.

Подразумевается, что супружеская жизнь –

жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.

Это установление Господа о совершенстве.

Каждый до конца своей жизни несет священную

ответственность за счастье и высшее благо другого.

Святая страстотерпица государыня императрица

Александра Федоровна

 

Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного семейного воспитания.

В России семья традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи – семьи православной. Именно в Православии сформировался ее новый образ и новое понимание. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой церкви – с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей» [1].

Данная тема актуальна потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, — как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, по определению святителя Филарета, митрополита Московского  «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Основное содержание

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. Современное православное богословие так определяет сущность брака: "В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности". В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющаяся на детей и согревающей всех окружающих.

Самым ярким примером воспитания в духе Православия детей в царское время может служить семья Императора Николая II. У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестер, которые учились играть фортепьяно, Наследник любил русскую балалайку. И упорно старался научиться играть на ней хорошо. Один из учителей говорил: «в душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его самая добрая почва для всех добрых семян. Если умеют его насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека».

Царская семья — это пример истинного православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим.

Среди духовно-нравственных характеристик семьи, благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:

1. признание супругами семьи и детей подлинными духовными ценностями. Русский философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры».

Только добрая семья, по мудрому слову И.А. Ильина, дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

– первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

– и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение».

Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

2. любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами. В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением «креста» повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

3. желание супругов укреплять семью и стремление воспитать гармонично развитых детей. Именно от родителей ребенок познает первые духовные ценности: чуткость, терпение, честность, твердость характера, отзывчивость и многие другие богоугодные черты. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А заслуга перед Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».

4. ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных традиций. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

5. взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи.   «Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А заслуга перед Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».

6. общую для членов семьи духовную цель служения ближним, обществу, Отечеству. В семье формируются человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

7.совместное духовное возрастание всех членов семьи.

Православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Так складывался традиционный семейный уклад, который помогал ребенку познавать жизнь, учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась социальная и духовная состоятельность личности, семейный уклад.

В чём же состоит семейный уклад?

1. Это обычаи, которые задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего, в сознании детей, откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения. Построение поведения детей идёт по примеру копирования.

2. традиции - способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи, переходящий из поколения в поколение. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения, нравственные качества, стремления и идеалы. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:  распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки все членов семьи.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие.

3. отношения: добрые и сердечные как между родственниками, так и к окружающим людям.

4. правила и распорядок благочестивой жизни, установленный порядок в течении дня, недели, года.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

В наше время дети и молодежь нуждаются в защите не только от террористических актов, но от агрессивной проповеди безнравственности и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязывается стереотип: «Жить — значит наслаждаться, «Бери от жизни все».

Сегодняшняя задача - не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание.

 

Заключение

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. В чем же заключается причина такой испорченности и нравственной распущенности молодых людей нашего времени? Как мы видим, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных Христианских Законов.

В заключении я хочу подчеркнуть, что примером истинно православного воспитания является привитие детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность; когда в душе ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Все эти личностные качества формируются в школьные годы. И, прежде всего, как можно более в раннем возрасте необходимо прививать молодым людям представления о ценности семьи. 

Православная Церковь решительно заявляет свое решительное несогласие с образом молодого человека, живущего по стандартам, навязанным современной поп-культурой. Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование молодых людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы.

Пробелы семейного воспитания детей очень трудно заместить воспитанием школьным. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.

К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2010 г.: "Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну.

Достичь цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья, государство, Церковь.

 

Список используемых источников

1. Авсиевич М. Л. , Мельник Л. И. « На встречу друг другу». Минск,1992 г., изд. «Народная асвета», стр. 31

2. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд. «Политической литературы», стр. 190

3. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр « Академия», стр.270

4. Гарбузов В.И. «От младенца до подростка», М.1999 г., изд. «Академический проект».

5. Захарова Л.Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г., стр. 56

6. Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс», стр.133

7. Зюбин А.М. «Растить человека», «Лениздат»,1988г., стр. 64

8. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г. стр. 70

9. Крайг Г. «Психология развития», изд. «Питер», 2000 г., стр. 992

10. Крысько В.А. «Педагогика и психология», М. 2004 г., изд. «Дрофа»

11. Кунц О.Р. «100 советов родителям», Уфа 1991г., изд. «РИО Госкомиздата БАССР», стр. 86

12. Лебедев П.АЮ «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»

13. Майдиков И.М. «Основы социологии», М.1999г., стр. 321

14. Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004г.

 

Приложения

[1] высказывания о семье и супружестве по материалам записных книжек императрицы Александры Федоровны.(«Дивный свет». Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. М., 2003г.) 

Категория: Секция 3 | Добавил: alexanderkostritsky (18.01.2016) | Автор: Еремина М.В.
Просмотров: 709 | Рейтинг: 3.1/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024