Приветствую Вас Гость | RSS Суббота
04.05.2024, 06:49
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 3

Бандурина И.В., "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Последние нововведения в образовательной системе России определили не только иные требования к образовательному уровню обучаемого, но и необходимость максимального сохранения его здоровья. Теперь это приоритетное направление в деятельности всего общества, так как лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны полноценно трудиться. Ни выдающиеся музыкальные способности, ни прекрасные учителя, ни упорство и воля к достижению цели не будут реализованы, если нет здоровья, возможности его сохранить и поддерживать.

 

В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в школе определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используются логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия и др.

Но всё же на уроках музыки больше всего внимание уделяется пению. Поэтому одним из основных методов здоровьесберегающих технологий на уроках музыки является вокалотерапия (именно так по-научному называется лечение пением). Этот метод активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чемлибо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.голосом. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Занятия вокалотерапией рекомендуются взрослым и детям для:

  • повышения иммунитета и жизненных сил, преодоления хронической усталости и повышения работоспособности организма;

  • профессиональной вокальной и речевой постановки голоса;

  • исправления ошибок при постановке голоса (для вокалистов), специалистов речевых профессий;

  • лечения, профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания (аденоидит (без операции), отит, хронические и аллергические бронхиты, нарушение носового дыхания, бронхиальная астма, невротические состояния и т.д.).

 

Занятия включают:

обучение естественной дыхательной и звуковой гимнастике;

обучение правильному дыханию;

релаксацию;

вокализацию «лечебное пение»;

обучение вокальной технике;

саморегуляцию;

психологическую поддержку.

 

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом.

При подготовке учащихся к работе над песней полезно использовать распевания на гласные звуки и звукосочетания:

«А» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

«И» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

«О» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;


 

«У» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря;

«Ы» – лечит уши, улучшает дыхание;

«Э»– улучшает работу головного мозга.


 

«ОМ» – снижает кровяное давление;

«АЙ», «ПА» – снижают боли в сердце;

«АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют дефекты речи;

«УХ», «ОХ», «АХ» – стимулируют выброс из организма негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:

В, Н, М – улучшают работу головного мозга;

К, Щ – лечат уши;

Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

Ч – улучшает дыхание;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

М – лечит сердечные заболевания;

Ш – лечит печень.

 

Установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения (“пропевания”) звуков. К примеру, низкой и средней эта интенсивность должна быть при лечении заболеваний сердца и легких, более высокой – при терапии органов брюшной полости.

 

Результатами использования данного приема можно считать:

  • восстановление физиологических ритмов;

  • повышение иммунитета и жизненных сил человека;

  • восстановление функций дыхания и укрепление мышц дыхательной системы;

  • устранение мышечных зажимов и спазмов;

  • предупреждение и лечение хронических заболеваний дыхательной системы;

  • устранение состояния тревожности, хронической усталости;

  • достижение эмоционального комфорта и уверенности в себе;

  • правильная постановка голоса;

  • стойкое улучшение общего состояния всего организма.


 

Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .

  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г .

  3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.

  4. Смирнов В. А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды: Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2004.

  5. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

Категория: Секция 3 | Добавил: alexanderkostritsky (18.01.2016) | Автор: Бандурина И.В.
Просмотров: 718 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024