ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Последние нововведения в образовательной системе России определили не только иные требования к образовательному уровню обучаемого, но и необходимость максимального сохранения его здоровья. Теперь это приоритетное направление в деятельности всего общества, так как лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны полноценно трудиться. Ни выдающиеся музыкальные способности, ни прекрасные учителя, ни упорство и воля к достижению цели не будут реализованы, если нет здоровья, возможности его сохранить и поддерживать.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в школе определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используются логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия и др.
Но всё же на уроках музыки больше всего внимание уделяется пению. Поэтому одним из основных методов здоровьесберегающих технологий на уроках музыки является вокалотерапия (именно так по-научному называется лечение пением). Этот метод активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем‑либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.голосом. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
Занятия вокалотерапией рекомендуются взрослым и детям для:
-
повышения иммунитета и жизненных сил, преодоления хронической усталости и повышения работоспособности организма;
-
профессиональной вокальной и речевой постановки голоса;
-
исправления ошибок при постановке голоса (для вокалистов), специалистов речевых профессий;
-
лечения, профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания (аденоидит (без операции), отит, хронические и аллергические бронхиты, нарушение носового дыхания, бронхиальная астма, невротические состояния и т.д.).
Занятия включают:
• обучение естественной дыхательной и звуковой гимнастике;
• обучение правильному дыханию;
• релаксацию;
• вокализацию «лечебное пение»;
• обучение вокальной технике;
• саморегуляцию;
• психологическую поддержку.
Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом.
При подготовке учащихся к работе над песней полезно использовать распевания на гласные звуки и звукосочетания:
«А» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
«И» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
«О» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
«У» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря;
«Ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
«Э»– улучшает работу головного мозга.
«ОМ» – снижает кровяное давление;
«АЙ», «ПА» – снижают боли в сердце;
«АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют дефекты речи;
«УХ», «ОХ», «АХ» – стимулируют выброс из организма негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:
В, Н, М – улучшают работу головного мозга;
К, Щ – лечат уши;
Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
Ч – улучшает дыхание;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
М – лечит сердечные заболевания;
Ш – лечит печень.
Установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения (“пропевания”) звуков. К примеру, низкой и средней эта интенсивность должна быть при лечении заболеваний сердца и легких, более высокой – при терапии органов брюшной полости.
Результатами использования данного приема можно считать:
-
восстановление физиологических ритмов;
-
повышение иммунитета и жизненных сил человека;
-
восстановление функций дыхания и укрепление мышц дыхательной системы;
-
устранение мышечных зажимов и спазмов;
-
предупреждение и лечение хронических заболеваний дыхательной системы;
-
устранение состояния тревожности, хронической усталости;
-
достижение эмоционального комфорта и уверенности в себе;
-
правильная постановка голоса;
-
стойкое улучшение общего состояния всего организма.
Литература
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .
-
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г .
-
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
-
Смирнов В. А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды: Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2004.
-
Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.
|