«РОЛЬ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Полный текст статьи см по ссылке.
Введение
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
Рассматривая здоровье как многокомпонентную модель, я основываюсь на определении, данном Всемирной организацией здравоохранения, в котором здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
В целом модель здоровья можно представить в виде схемы:
Схема 1.Модель здоровья человека.
В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.
Возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: «как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?» Решить её можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Актуальность работы заключается в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
-
Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
-
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
-
Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
|