«Традиции и современный опыт социального и духовного оздоровление детей в условиях работы средней школы»
Полный текст статьи см по ссылке.
Введение
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Если рассматривать здоровье человека (обучающегося) в целом, то деление факторов, влияющих на общее здоровье определяются как внешние и внутренние. Наследственность (или генетические факторы), экология (или состояние окружающей среды), а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия, образ жизни, образование – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.
Понятие «здоровье» следует рассматривать как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырех компонентов:
− здоровья физического;
− здоровья социального;
− здоровья психического;
− здоровья духовно-нравственного.
Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно-нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно-нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (обучающегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно-нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям. В связи с этим значительно возросла роль школы, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление обучающихся, подготовка их к самостоятельной жизни.
|