Приветствую Вас Гость | RSS Вторник
14.05.2024, 07:09
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 2

Тушева С.В, ".Методы создания ресурсного состояния на уроке"

«Методы создания ресурсного состояния на уроке. Применение в урочной и внеурочной деятельности психотехники «Шляпы мышления»

 

Тушева Светлана Викторовна,

учитель начальных классов МОУ лицея «Серпухов»

г. Серпухова Московской области

 

«Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела»

Вольтер

Двадцать первый век – век скорости и партнерства, везде перемены. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Учитель должен мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний, стимулировать его природную любознательность, при этом помнить о сохранении здоровьесберегающей образовательной среды. Нужны новые формы и методы обучения.

(3 слайд) Приступая к работе по ФГОС НОО второго поколения, моей главной целью стало формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Как построить уроки и внеурочные занятия так, чтобы учащиеся всегда с интересом работали на протяжении всего урока, чтобы они сами осуществляли контроль за собственными действиями без указаний со стороны. Как сделать так, чтобы наши подопечные переживали за результат, реагировали на успех и неудачу, адекватно относились к критическим замечаниям, были психологически гибки, контактны и креативны. Это все зависит от нас, учителей.

(4 слайд) Понимая, что процесс обучения младших школьников зачастую связан с большими ресурсными затратами организма ребёнка, учебным стрессом, а иногда и понижением уровня самоценности и мотивации обучения, мною и педагогами нашего лицея активно применяются (5 слайд) различные психолого-педагогические техники по созданию высокого ресурсного состояния наших обучающихся – это любимая мною техника «Магические слова», «Сосуд самоценности», « Ресурсная метафора», «Ленивая восьмёрка», «Думательный колпак», «Шесть шляп мышления».

(6 слайд) В своём выступлении подробнее остановлюсь на применении в урочной и внеурочной деятельности психотехники «Шляпы мышления». Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Техника «Шляпы мышления» направлена на развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, на создание предпосылок формирования у младших школьников системного видения мира.

(7 слайд) Проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество — все это говорит в нас одновременно. Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д.

(8 слайд) С чего началось знакомство моих детей с этой психотехникой? Для начала я рассказала о том, что означает каждая шляпа.

Красная шляпа - чувства и эмоции, фонтан всевозможных чувств.

Белая шляпа - ощущение себя компьютером, выдающим факты.

Черная шляпа - пессимизм, указание на слабые места, негативизм.

Желтая шляпа - оптимизм, энтузиазм, позитивный взгляд на вещи.

Синяя шляпа - целостный контроль, способность управлять собой.

Зеленая шляпа - поиск новых путей и способов решения проблемы.

Можно использовать и вот такие стишки:

Красная шляпа (зачитываю только один для примера)

Эмоции, чувства лежат в шляпе красной

Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны.

Что вам интересно, что вас удивляет…

Пусть только эмоции вас направляют

Белая шляпа

У вашей шляпы белый цвет!

Эмоциям скажите: «Нет!»

Бесстрастно факты изложите!

Не надо чувств! Их берегите!

Черная шляпа

Я весь негатив, недостатки сложила

Лишь в черную шляпу! Скажите, что было

Проблемно, неясно! Причину найдите!

Без критики не было б многих открытий!

Желтая шляпа

Вы с желтой шляпой – это значит,

Лишь позитив найти задача!

Что продуктивно, хорошо!

Аргументируйте еще!

Синяя шляпа

У вас шляпа синяя! Будьте готовы

К тому, что за вами последнее слово!

Вы слушайте всех, материал собирая,

Озвучьте итог, мысли шляп обобщая!

Зеленая шляпа

Лишь творческой шляпы зеленый подход!

Она размышлять вам возможность дает!

К вопросу она подойдет нестандартно,-

Творите, рождайте идеи, ребята!

(9 слайд) Пользуясь значением цветовой гаммы в технике «Шляпы мышления» мы составили (опираясь на таблицу В.В.Онишиной) такую таблицу:

Цвет шляпы

Характерные фразы

Образы

Красная шляпа

«Что чувствую, о чём думаю, о том и говорю»

Бушующее море, ураган

Белая шляпа

«Факты и данные таковы...»

Робот «Сам Самыч»

Черная шляпа

«Я так и знал, что ничего никогда не получается как надо»

Критикующий человек

Желтая шляпа

«Надо подумать, что в том, что произошло хорошего?»

Каникулы, улыбка

Синяя шляпа

«Сначала думаем - потом делаем!»

«Оценим ситуацию»

Строитель дома

Зеленая шляпа

«А если попробовать сделать по-другому?»

«Где мне это может пригодиться?»

Цветок, посаженный своими руками

Далее можно было применять технику, используя следующий алгоритм:

1. «Наденьте красную шляпу и проживите то, что чувствуете: если боитесь - бойтесь, если тревожитесь - потревожьтесь, если вы злы - позлитесь...»

2. «Наденьте белую шляпу и посмотрите на все происходящее как бы со стороны: из угла класса или как-то еще...»

3. «Наденьте черную шляпу и представьте себе, что все самое плохое уже произошло...»

4. «Наденьте желтую шляпу и представьте, как все хорошо кончилось: Вы радуетесь»

5. «Наденьте синюю шляпу и подумайте, как собственно вы относитесь к событию прямо сейчас?»

6. «Спокойно подышите и подумайте, что вы можешь сделать прямо сейчас, когда вы в зелёной шляпе?»

(10 слайд) Пример. Внеурочное занятие «Я – гражданин России», изготовление экологической газеты в группе. Проблема: как создать и выполнить газету в группе? На эмоционально-установочном этапе ребятам было предложено провести данную технику. После пребывания в каждой из шляп ребята, по желанию, делились своими чувствами. Первоначально у некоторых это было робко. Затем ребята, после пропедевтического этапа, приступили к выполнению работы. Итог – замечательные экологические газеты, отличное настроение и достаточно высокое ресурсное состояние моих обучающихся. Ещё не раз во время внеурочных занятий мы использовали «шляпы». Вывод прост: в ситуации, требующей творческого подхода, использование техники «Шляпы мышления» даёт положительный результат.

(11 слайд) Необходимо отметить, что в процессе решения практических задач, «шляпы» помогают обучающимся справиться с тремя главными сложностями:

1) Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

2) Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать, мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

3) Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными и креативно мыслящими, да еще и следим за тем, чтобы окружающие нас люди были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

(12 слайд) Успешно эта техника применяется и на уроках перед написанием проверочных, контрольных и самостоятельных работ, изложений и сочинений, проектных и исследовательских работ. Учителю необходимо создать у ребёнка устойчивое ресурсное состояние на уроке и внеурочном занятии. Ведь в ресурсном состоянии учащийся способен усваивать информацию оптимальными способами. Продуктивнее всего использовать психотехнику на эмоционально-установочном и эмоционально-рефлексивном этапах урока. В конце урока или внеурочного занятия на эмоционально-рефлексивном этапе важно закрепить хорошее состояние, чтобы информация удержалась вместе с чувством уверенности в своих силах. Обретение уверенности в своих силах на фоне получения новых знаний может принести пользу вдвойне.

(13 слайд) Техника «Шляпы мышления», которую мы применяем на уроках и во внеурочной деятельности позволяет добиться очень многого. Например: сделать умственную деятельность красочной и интересной, в результате которой рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи, направить дискуссию в нужное русло, получить возможность прийти к согласию с собеседником, убрать страх чего-либо, обрести уверенность в себе…Данная техника позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых ребят. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица. Ещё одно достоинство «Шляп мышления» - дети учатся управлять своим вниманием.

(14 слайд) Перед вами слайд с диаграммой динамики активности обучаемых 4в класса на уроках с применением «Шляп мышления».

(15 слайд) ...и диаграмма динамики активности участия в интеллектуальных играх и творческих конкурсах обучаемых 3в и 4в класса с применением данной психотехники.

Данные диаграмм подтверждают выводы о том, что применение техники «Шляпы мышления» в урочной и внеурочной деятельности при работе с младшими школьниками создаёт устойчивое ресурсное состояние обучающихся и позволяет повысить эффективность учебной деятельности.

(16 слайд) Эдвард де Боно писал: «Качество мышления – основной ресурс успешности». Ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. (17 слайд) Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого - мы успешны.

 

 

Литература

1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Центр саморегуляции человека «НОМО FUTURUS»:Тантра, 1993.-160 с.

2. Бахштанский В.Л., Жданов О.И. Приглашение к успеху. - М.: Русская книга, 1999. - 256 с.

3. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. - Санкт-Петербург, 1995. - 168 с. Рейноутер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: Прогресс, 1992. - 240с.

4. Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г. НЛП в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 264с.

5. Де.Боно Э. Шесть шляп мышления. - СПб.: Питер Паблишинг,1997. - 256с. - (Серия «Тренировка ума»).

6. Лапик В.В. Самоактуализация личности (Психологический инструментарий). - М.:Лига Профессиональных имиджмейкеров, 1999. - 119с.

7. Онишина В.В. Модель здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности. – М.: АСОУ, 2015. – 140с.

8. Прищепа Т.А. «Качество мышления – основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.

9. Шрайнер К. Как снять стресс// 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 272с.

10. http://www.trizway.com/art/form/348.html

11. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/04/

12. http://infourok.ru/material.html?mid=53107

Категория: Секция 2 | Добавил: alexanderkostritsky (14.01.2016) | Автор: Тушева С.В.
Просмотров: 809 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.6/53
Всего комментариев: 3
3 светлана Борисова  
1
Спасибо!Светлана Викторовна!Очень интересная статья с практической направленностью,с указанием алгоритма работы.Будем применять на практике.

2 Надежда Старченко  
1
«Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела»
Вольтер - полностью согласна со словами Вольтера. Интересная статья. Просматривается практико-ориентированная направленность. Спасибо, Светлана Викторовна.

1 учитель  
0
Данная статья носит практико-ориентированную направленность. Чётко описаны и предложены приёмы работы, указан алгоритм работы по применению психотехники. Данные диаграммы отражают положительные результаты. Спасибо за работу.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024