Приветствую Вас Гость | RSS Вторник
14.05.2024, 08:18
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 2

Лебедева Н.Д., "Физический интеллект. "

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. На сегодняшний день известно, что период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в начальной школе, оказался одним из периодов, в течение которого состояние здоровья детей значительно ухудшается, и это при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов-педагогов.

Тема здоровьесберегающих технологий на уроке актуальна потому, что на учащегося и учителя неизбежно ложится большая учебная нагрузка в связи с интенсификацией обучения, и это ведет к переутомлению.

Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. Но этим проблема не исчерпывается. Если ребенок не знаком с основными положениями здорового образа жизни (ЗОЖ), то в отсутствии учителя, он не сможет самостоятельно себе помочь. Поэтому наравне с облегчением самого процесса обучения, так же очень важно обучать детей техникам быстрого снятия стресса, осознанию своих потребностей, работе с эмоциями.

В своей работе я расскажу, как мы в рамках опытно- экспериментальной площадки работаем над развитием физического интеллекта через формирование регулятивных универсальных учебных действий.

 

Глава 1. Взаимосвязь физического интеллекта

с регулятивными универсальными учебными действиями. (Теоретическая часть)

 

У развитой личности в активе должен присутствовать развитый интеллект:

Развитый интеллект- это совокупность 4 видов интеллекта.

PQ – физический интеллект

EQ – эмоциональный интеллект

IQ – логический (ментальный) интеллект

SQ – духовный интеллект

PQ – физический интеллект включает в себя знания и умения в области рационального питания, физической культуры, правильного распределения видов работы и отдыха, навыков релаксации и управления стрессом;

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

В нашей работе опытно –экспериментальной площадки огромное внимание мы уделяем саморегуляции.

Так как учебный процесс – это стресс для организма ребенка.

Последствия этого стресса отрицательно сказываются на здоровье школьника.

Психологические последствия учебного стресса: ощущение постоянного беспокойства, раздражительность, гневливость, агрессивность, невозможность сосредоточиться, чувство недовольства всем и вся, беспомощность, перекладывание ответственности за происходящее на других, сложности в обучении, минимизация общения, потеря интереса к своему внешнему виду и т.п.

Физические последствия учебного стресса: общее напряжение мышц, дрожь, спазмы, высокое давление, затруднение дыхания, излишняя потливость и т.п.; психосоматические заболевания (болезни горла, желудка, печени, почек и т.п.).

Духовные последствия учебного стресса: остановка личностного роста, духовная деградация.

Понятно, что в условиях школы мы не всегда можем предложить ребенку варианты естественного выхода напряжения (например, дневной сон), а вот искусственные способы могут нам помочь.

Методы и приемы СПС помогают человеку моделировать ритм напряжения - расслабления, что позволяет сохранять ему в целости свою психофизику.

Саморегуляция - это управление уровнем стресса, это выбор самого человека: быть стрессу или не быть. СПС – система психофизической саморегуляции.

В таблице представлены упражнения психофизической саморегуляции.

Способы снятия напряжения через работу с дыханием

На дыхании отражаются любые изменения нашего психического состояния – все эмоциональные переживания сопровождаются изменением глубины, частоты, плавности дыхания. Но связь дыхания с психическим напряжением обоюдна: меняя дыхание, мы изменяем и наше психическое состояние. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль за собственным поведением. Насколько мы замедляем или ускоряем дыхание, зависит наше восприятие внешнего и внутреннего мира. Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм - все это крайне важные вещи. Дыхание животом; дыхание через разные части тела; дыхание цветом и многое другое. Умело пользуясь различными техниками воздействия на свое дыхание, мы можем менять свое настроение, улучшать свое состояние, успокаиваться, наоборот, входить в рабочий режим. Возможно, вам интересно будет узнать, что глубокое замедленное дыхание позволяет нам расслабиться, а частое и поверхностное, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм.

Способы снятия напряжения через работу с телом

Воздействовать на свое душевное состояние можно через тело. Каждый человек хоть раз в своей жизни, но пользовался массажем. Его мог кто-то вам делать. Вы сами себе могли делать его. И вам скорее всего знакомо ощущение легкого тела. Спортсмены называют это состояние «мышечной радостью». И вы, конечно, помните, что настроение после массажа значительно улучшается.

Существует много специфических техник работы с телом, это целые отдельные направления.

Так, например, техника су-джок основана на массаже определенных точек, энергетически важных для человека.

Техники гимнастики мозга помогают настроиться на работу, решить сложную задачу.

Вовремя их выполнения активизируются оба полушария головного мозга, что позволяет сделать задуманное более эффективным способом. Более того, после окончания работы вы не чувствуете усталости, а все еще полны сил.

«Ленивая восьмерка» - работают два полушария - усталость наступает не так быстро.

Для того, чтобы сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабить напряжение в мышцах головы поможет упражнение "Думательный колпак", третье упражнение "Перекрестный шаг" так же направлено на одновременное включение обоих полушарий мозга. Эти три техники последовательно на уроке открывают у учащегося каналы восприятия информации: визуальный ("Ленивая восьмерка"), аудиальный ("Думательный колпак"), телесный ("Перекрестный шаг"). Такое включение помогает избежать интеллектуальной перегрузки и разгружает тело.

Техники релаксации – расслабления помогают обрести гармоничное состояние сознания. Работа с образами помогает активизировать правое полушарие головного мозга, снимая тем самым нагрузку с левого – аналитического полушария.

В таблице представлены сферы воздействия этих упражнений.

Более подробно мы познакомимся с ними в практической части семинара.

Применяя эти упражнений на разных этапах урока, мы сможем синхронизировать работу правого и левого полушарий мозга, поднять ресурсное состояние сознания.

Это то состояние, в котором человек может мыслить и действовать эффективно.

Зная последствия стресса (я их перечислила выше психологические, физические и духовные) и наблюдая их у ученика, я могу оценить каково ресурсное состояния сознания школьника. Также для оценки ресурсного состояния используется специальное упражнение - крюки Деннисона.

 

Глава 2. Психолого-педагогические техники

и способы поднятия и сохранения ресурсного состояния младших школьников

Техника «Дыхание треугольником»

Можно использовать перед началом урока, в середине урока, как физкультминутку.

Техника «Дыхание треугольником»

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и ... задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы как бы дышите треугольником. Понаблюдайте за собой:

Какой цвет вы выдыхаете правой пяткой? (серый, черный ?..)

Дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет также голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2 минуты.

Упражнения на дыхание

Попробуйте посчитать свои вдохи и выдохи, просто сосредоточьтесь на этом.

Подышите так, чтобы выдох стал длиннее вдоха, примерно раза в два.

Когда будете дышать, то обратите внимание на то, куда доходит ваше дыхание.

Делая вдох, представляйте, что воздух входит через разные части тела, выходит там же или через другой орган.

«Ленивая восьмерка»

Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак бесконечности). Начинаем рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмерки - на уровне переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой.

Затем меняем правую руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Выполняем примерно минуту.

Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой). Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем упражнение приблизительно минуту.

В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс примерно от одной до пяти минут, но лучше столько, сколько хочется.

 

«Думательный колпак»

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей.

Указательный палец - на внешней части ушной раковины. Большой палец - на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1 - 2 минуты. Массаж начинают сверху и идут вниз.

Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала: и идите опять сверху вниз.

Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.

«Перекрестный шаг»

Упражнение похоже на шаг на месте. Делаем движения одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняем упражнение 2 - 5 минут.

Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.

«Позитивные точки»

Упражнение «Позитивные точки» помогает школьникам избежать ситуации «Учил, знаю ответ, но никак не могу вспомнить». Дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Упражнение помогает быстрее справится со стрессом. Быстрее найти выход из проблемной ситуации. Упражнения актуальны перед написанием контрольных работ, публичных выступлений.

К «Позитивным точкам» прикасаются очень легко, чуть натягивая кожу лба. Точки находятся на лбу ровно над глазными яблоками между линией волос и бровей.

Техники релаксации – расслабления помогают обрести гармоничное состояние сознания. Работа с образами помогает активизировать правое полушарие головного мозга, снимая тем самым нагрузку с левого – аналитического полушария.

«Озеро»

Текст читается учителем с музыкой или без.

«Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и с которым связаны приятные воспоминания. Кругом деревья, под ногами трава или сухие иголки - я не знаю. Вы оглядываетесь вокруг - стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются, и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит лесное озеро, наполненное удивительно чистотой, прозрачной водой. Оно сверкает, как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое. А теперь представьте, что вы превращаетесь в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глаз в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в вас, и останется с вами столько, сколько вы захотите».

 

Исследование (Практическая часть)

 

Я проделала небольшую исследовательскую работу.

Проводила уроки, в которых не использовала предложенные упражнения, техники гимнастики мозга и проводила уроки, на которых применяла упражнениями психофизической саморегуляции.

Качество работы учащихся на уроке, во время самостоятельной работы, во время выполнения разно-уровневых заданий составляло, в -первом случае 60-70%, во втором 72-82%. Показатель качества работы улучшилось на 12%.

Таким образом, формируя регулятивные универсальные учебные действия, а конкретно работая над саморегуляцией, мы развиваем физический интеллект школьника.

 

Заключение

Я хочу перечислить плюсы выше предложенных методов психофизической саморегуляции.

Во-первых, предлагаемые техники и упражнения просты, ребенок может повторить их при случае и желании самостоятельно.

Во-вторых, техники и упражнения приносят практически мгновенный результат. Быстрый результат может быть достигнут при регулярном использование методов саморегуляции.

В третьих, предлагаемые техники и упражнения максимально поддерживают все три вида здоровья сразу: физическое, психическое и духовное.

В-четвертых, здоровье ребенка будет выведено из-под угрозы, если он научится эффективным способам мышления, овладеет нормами позитивного мышления, основанного на методе саморегуляции.

Наблюдая в своей жизни реальные результаты от использования методов здоровьесбережения, ребенок и в дальнейшем будет ими пользоваться.

Эти упражнения учат ребенка понимать, реализовывать свои базовые потребности, учат его быть проактивным и ответственным.

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы».

Леонардо да Винчи

Список литературы:

  1. Онишина В.В..Методическое пособие к курсу «Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности». ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

  2. Онишина В.В. – к.п.н., «Технология здоровьесбережения и формирование навыков ЗОЖ в младшем школьном возрасте». ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

  3. Онишина В.В. – к.п.н доцент кафедры человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования МО «Модель здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности». ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

  4. Сборник статей и тезисов к семинару под редакцией Онишиной В.В., кафедра человековедения и физической культуры ГБОУ ВПО «Академия социального управления, УМЦ г.Серпухов, 2014. – 72с

Категория: Секция 2 | Добавил: alexanderkostritsky (14.01.2016) | Автор: Лебедева Н.Д.
Просмотров: 372 | Рейтинг: 3.6/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024