Применение психотехники для развития эмоционального интеллекта
«Сосуд самоценности» на уроках в начальной школе.
Технический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без планшета или смартфона, но, приближаясь к технике, человек отдаляется от человека.
В процессе межличностного взаимодействия люди сталкиваются с рядом трудностей – невозможность услышать и понять другого, невозможность различить собственные эмоции и, что самое главное, невозможность почувствовать в собеседнике личность, умеющую сочувствовать и переживать.
Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка. Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
Так как период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития эмоционального интеллекта, в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства)
Одной из психотехник, способствующей развитию навыка рефлексии собственных эмоциональных состояний как у детей, так и у взрослых, является психотехника «Сосуд самоценности».
Эту психотехнику можно применять на любом этапе урока – на этапе мотивационного начала – для выявления ресурсного состояния детей; на этапе рефлексии – для выявления отношения к изучаемому материалу или к уроку.
Суть психотехники «Сосуд самоценности» заключается в том, что ученикам предлагается представить сосуд, в который налита жидкость. Нужно отметить, что жидкость может любой консистенции, сосуд – любой формы и из любого материла. Жидкость будет означать уровень вашей работоспособности.
Например, в зависимости от настроения и уровня работоспособности, кто-то может представлять себе стакан с соком или коктейлем, кто-то стеклянный сосуд, в который налита нефть, кто-то гранитный, в котором находится жидкое серебро, а кто-то кувшин с чистой или радужной водой и т.д.
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы, на которые они могут отвечать как в устной (если ученики рисуют сосуд на экране внутреннего взора), так и в письменной форме (если они зарисовывают сосуд):
- Посмотрите на сосуд. Какой он? Какого цвета? Размера? Какой он наощупь? Из какого материала выполнен?
- Посмотрите на жидкость. Сколько её налито в сосуде? (фиксируется уровень жидкости в сосуде) Какого она цвета? Имеет ли запах?
После того, как ученики ответили на все вопросы, проводится диагностика. В идеале жидкость и сосуд должны быть прозрачными или раскрашены в радужные цвета, жидкость должна иметь приятный вкус и аромат, а сосуд должен быть светлым или прозрачным.
Затем смотрим на уровень жидкости в сосуде.
Например, у учеников могут получиться разные ответы: у кого-то жидкость будет переливаться через край, у кого-то не доходить до середины или быть на дне.
Выявляется, что если жидкости в сосуде больше, чем на 75% и она переливается через край, ребята полны энергии и сил.
Если жидкости в сосуде от 50 до 75%, у ребят хорошая работоспособность, но им стоит задуматься об отдыхе.
Если жидкости в сосуде меньше 50%, выявляется упадок сил, нужно провести коррекционную работу для поднятия ресурсного состояния.
Коррекционная работа проводится с теми детьми, у которых уровень жидкости в сосуде – ниже 50%, цвет сосуда и / или жидкости тёмный, сосуд выполнен из твёрдых, холодных материалов, жидкость неприятно пахнет.
Этому ребёнку предлагается снова закрыть глаза и представить, что его сосуд до краёв наполнен чистой, родниковой водой и раскрашен в яркие, радужные краски.
На начальном этапе работы с этой психотехникой – 1 – 2 классы - можно предлагать детям готовые клише – заранее распечатанные листки с изображёнными на них кувшинами. В 3 – 4 классах учащиеся сами выбирают форму своего сосуда.
В заключение хочется отметить, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворённость отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни. Поэтому заботиться об эмоциональном развитии ребёнка так же важно, как и о его физическом и умственном.
Также психотехнику «Сосуд самоценности» можно применять для выявления уровня любви к себе, когда учащимся предлагается представить сосуд, в котором отражается их уровень любви к себе.
Применяя эту психотехнику на своих уроках, мы учим детей диагностировать и корректировать своё эмоциональное и ресурсные состояния.
|