Здоровьесберегающие технологии вариативной части оздоровительной программы ДОУ.
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
С.Я. Эйнгорн.
Теоретическая часть.
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означат не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Такого человека мы и должны создавать и воспитывать, начиная с самого раннего детства.
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформации суставов.
Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. У детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста, некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности.
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения». В этом возрасте совершенствуются основные процессы возбуждения, и особенно торможения, и несколько легче в этот период формируются все виды условного торможения. Занятия физкультурой в старшем возрасте призвано удовлетворять биологическую потребность растущего организма в двигательной активности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.
Образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении построен на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» п\р Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также с учетом Образовательной программы «Детский сад 2100».
Мы нацелены на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель наша состоит в последовательном обучении детей двигательным умениям и навыкам, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры.
Задача физического воспитания в каждой возрастной группе:
2-я младшая группа:
- Продолжить работу по укреплению и охране здоровья детей, созданию условий для правильной осанки, систематического закаливания организма, совершенствования умения и навыков в основных видах движений на занятиях и вне их;
- Совершенствовать пространственную ориентировку детей;
- Поощрять их участие в совместных играх и физических упражнениях;
- Способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Средняя группа:
- Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций;
- Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной активности;
- Формировать умения и навыки красивых, грациозных, выразительных движений;
- Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности.
Старшая группа:
- Продолжать работу по укреплению здоровья, закаливать организм, совершенствовать основные движения, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию;
- Развивать и формировать умения и навыки красивых, выразительных движений и осознанное отношение к ним.
Подготовительная группа:
- Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
- Развивать инициативу в двигательной деятельности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
- Формировать интерес и любовь к спорту.
Чем младше ребенок, тем менее дифференцировано его развитие. Наиболее эффективно образовательной задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход.
В процессе физкультурных занятий, спортивных игр, упражнений, согласно принципу интеграции, идет взаимодействие со всеми видами детской деятельности и образовательного процесса.
В процессе образовательной деятельности на занятых по физической культуре обращаем внимание на одновременное решение других задач:
- Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
- Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора.
- Развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки и пр.
- Активизация мышления детей, специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире,
- Построение конструкций для подвижных игр и упражнений
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок,
- Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок
- Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение
- Проведение спортивных игр под музыкальное сопровождение
- Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера
Мы ставим перед собой особую задачу: наполнить обучающий процесс в детском саду новым и полезным. На занятиях физкультурой внедряются нетрадиционные методы оздоровления детей – элементы гимнастики хатха-йога.
Варианты использования статических поз Хатха-йоги различны. Эти упражнения могут выполняться отдельными сериями в подготовительной части занятия. Тогда они будут направлены на подготовку организма детей к физической нагрузке и на положительный эмоциональный настрой занимающихся при преодолении трудностей. В основной части занятия асаны Хатха-йоги можно использовать в виде блока коррекционных упражнений, направленных на укрепление мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног, на развитие эластичности связок и сухожилий, ограничивающих подвижность суставах, а также гибкости позвоночника и формирование правильной осанки детей. Применение этих упражнений в заключительной части занятия способствует скорейшему снятию напряжения, усталости, расслаблению всех частей тела и подготовке организма к дальнейшей деятельности.
Занятия йогой – комплексом упражнений для интеграции тела и ума, имеющим древнюю историю – дают детям возможность культивировать эмоциональную энергию и применять ее в жизнеутверждающем направлении. Йога помогает детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни, позволяет раскрыться их творческому потенциалу в среде, которая уважает различия в мнениях и образе жизни.
От природы дети обладают гибкостью и живостью. Позы йоги, или асаны, укрепляют растущий позвоночник, придают гибкость, способствуют развитию подвижности суставов. Работа над позами включает напряжения большего количества мышц, чем выполнение самых координированных движений и расширяет спектр движений ребенка в целом.
Позы йоги хорошо сочетаются с занятиями спортом, так как они помогают детям стать сильными и выносливыми.
И что еще очень важно – йога не включает элементов соревновательности. Поэтому дети могут заниматься, не беспокоясь об удачном и неудачном результате. Занятия соревновательными спортивными играми делают детей напряженными и беспокойными.
Обучая позам йоги никогда не используем фразу «Плохо» и никогда не требуем совершенства. Гораздо лучше, если практику наполним радостью, ведь именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Практическая часть.
Тематическое планирование .
Примерное распределение материала (1-й год обучения)
Месяц
|
Неделя
|
Название асаны (позы)
|
Ноябрь
|
I - IV
|
Танец солнцу
|
Декабрь
|
I - II
|
Кобра
|
III
IV
|
Кузнечик
Лук
|
Январь
|
I
II
|
Свернутый лист
Свеча
|
III
IV
|
Рыба
Дерево
|
Февраль
|
I
II
|
Король танца
Лодочка
|
III
IV
|
Морская ракушка
Цветок лотоса
|
Март
|
Проведение всего комплекса* 2 раза в неделю вместо утренней гимнастики*
|
Апрель
|
Май
|
|
|
|
|
Примерное распределение материала (2-й год обучения)
Месяц
|
Неделя
|
Название асаны (позы)
|
Октябрь
|
I
II
|
Гора
Дерево
|
III
IV
|
Вытянутый треугольник
Повернутый треугольник
|
Ноябрь
|
I
II
|
Вытянутый боковой угол
Развернутый боковой угол
|
III
IV
|
Випабхарда 1
Вирабхарда 2
|
Декабрь
|
I
II
|
Вирабхарда 3
Интенсивное вытяжение
|
III
IV
|
Саранча, Прямой угол
Половина лодки, «Мертвая» поза
|
Январь
|
Проведение всего комплекса* 2 раза в неделю вместо утренней гимнастики*
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
* Комплекс состоит из ранее разученных поз в течение 3х месяцев
Комплекс упаржнений.
Ранним утром мы встаем
Солнце поднимается.
Детки йоги рады дню:
Кто сегодня мается?
Говоришь ты всем привет!
Ты для всех горишь.
Мы станцуем для тебя – золотой малыш.
1 Приветствие солнцу
- О дорогое солнце
- Каждое утро ты приходишь, чтобы дать миру свет.
- Ты древний мудрый отец земли.
- Несмотря на это, каждое утро ты выглядишь ярким и молодым.
- Все птицы поют для тебя свои песни.
- В течение всего твоего дня животные резвятся на лугах.
- Зеленая трава и прекрасные цветы любуются тобой, когда ты проплываешь по небу.
- Все, чего ты касаешься, наполняется жизнью.
- Все движется силой твоей Любви.
- В танце, называемом Взрослением и Старением.
- Подобно несмышленому детскому семени, растущему, чтобы стать Старым Мудрым Деревом.
- Корни проникают вглубь Земли, ветви тянутся вверх к небу.
- Кобра
Дует легкий ветерок,
Стебли трав качая,
Свежесть утра на весь день в теле оставляя.
Раздувает капюшон
Королевской кобры,
Делает мудрее нас,
Чтоб мы были добры
- Кузнечик
Подобно кузнечику,
Мысль прыгает вокруг
То взмывая вверх,
То опускаясь вниз.
Пусть мое внимание
Остановиться вдруг
На неподвижном цветке –
Ведь это мой каприз.
- Лук
Словно лук свое тело прогнув,
Натянув тетиву крепких рук,
Стрелу мысли беру, не моргнув,
Чтобы цель достичь и не вдруг.
- Свернутый лист
Согнувшись вперед,
Я как свернутый лист,
Исписанный мелким почерком,
Лечу сквозь вселенную
В триллионы верст
Подхваченный
Главным летчиком.
- Свеча
Здоровье и счастье
Внося в этот мир,
Гори как свеча, освещая сей пир.
- Рыба
Этот мир, как горной реки поток,
Несет меня водоворотами течения
Подобно рыбе, выброшенной на песок,
Осознаю я, истины мгновения.
- Дерево
Как прочный лист, как высокий дуб
Укоренившийся в земле,
Даю покой я, кров, уют –
Всегда, всем и везде.
- Король танца
Как великий танцор,
Соединяю я то,
Что люблю:
Вселенную, бога
И землю мою.
- Лодочка
Быстрее лодки, парусника, ветра, птиц
Пересечем мы штор морской.
Вращенье колеса, слиянье спиц
Ведет нас в центр, к себе, домой.
- Морская ракушка
Свернувшись подобно
Морской ракушке,
Услышь океана шум в ушах,
Внутри и в макушке.
- Цветок лотоса
Тихо стоят величавые горы,
Слушая песнь ветерка
Легкий напев его,
Нежный и скорый,
Трогает сердце цветка.
- Медитация
Как трава, я покрываю землю,
Как ракушка, я лежу на берегу.
Как кувшинки лист, я воду озера приемлю,
И как птица, дом свой стерегу.
Я плыву, как облако на небе,
Я шепчу, как ветер в тишине.
Лунный свет дарю тебе я,
И сияю, словно солнце в вышине.
- Внутреннее пространство
Во глубине Души легки мы и сияем,
И счастье ощущаем каждый миг.
Мы улыбаемся всему, что окружает,
Всему тому, что в жизни ты достиг!
Позы йоги ( асаны).
Упражнение «КОБРА»: Лечь лицом вниз подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу. Задержаться в этом положение 10 секунд, затем медленно выдыхая, возвратиться в исходное положение. Отдохнуть и повторить упражнение 2 раза.
Эту позу можно выполнять в любом возрасте. Она способствует правильному формированию грудного отдела позвоночника, органов дыхания и носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание, снимает нервное возбуждение.
Упражнение «НАТЯНУТЫЙ ЛУК»: Лечь на пол, на живот, руки вдоль тела. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень, левой рукой захватить и удерживать левую голень и сделать плавный вдох. Прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая считать до 10-ти. Медленно опуститься на пол. Повторить это упражнение 2 раза. Выполнение этого упражнения требует некоторой тренировки.
Ребенок может выполнять эту позу с 4-5-ти лет, в результате чего у него улучшается гибкость позвоночника, нормализуется работа органов грудной и брюшной полости, а так же носоглотки, улучшается зрение.
Упражнения на снятие напряжения.
Упражнение «Поза отдыха. Лечь на пол, руки вдоль туловища. Все тело расслаблено. Поза выполняется с замедленным дыханием.
Но наибольший эффект дает систематическое выполнение комплекса таких упражнений в виде отдельного занятия.
Упражнение «ПОЗА ПЛОДА»: Сесть, поджав ноги под себя, подошвы, стопы и колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Постараться расслабиться. Эту позу можно делать с 3-4-х лет. В результате сдавливания органов брюшной полости и нижних конечностей происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует так же повышению защитных сил организма, улучшению зрения, нормализации психических реакций. Находиться в этой позе можно в течение 2-х минут.
Упражнение «Цветок»: концентрация на единичном объекте помогает достичь эмоционального равновесия и успокоить ум.
Дети садятся в кружок на коврик. В центр ставится объект, на котором они будут концентрироваться (красивый цветок, раковину). Дети пристально смотрят на него в течении 20-30 секунд. Потом, закрывая глаза, пытаются представить этот объект перед собой.
Список литературы.
1.Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. В сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н.Г.Коновалова , Л.К.Бурчик. - Новокузнецк, 1998.
2.Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. [Текст]/ Т. Нестерюк, А. Шкода. -М. «ДТД», 1993.
3.Платохина Л.И. Хатха-йога для детей: кн. Для учащихся и родителей. [Текст]/ Л.И. Платохина .- М.: Просвещение, 1993.
4.Чопра Д. Идеальное здоровье. - [Текст]/Д. Чопра. М.: Древо жизни, 1992.
- Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. М.2010г.
- Липень А.А. - Детская оздоровительная йога. Сп-Б., Питер 2009г.
- Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007
Интернет ресурсы:
1.www.yogaways.info
|