Приветствую Вас Гость | RSS Среда
15.05.2024, 07:08
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 1

Спиридонова Н.В., "Здоровьесберегающие технологии вариативной части оздоровительной программы ДОУ."

Здоровьесберегающие технологии  вариативной части  оздоровительной программы ДОУ.

 

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

С.Я. Эйнгорн.

Теоретическая часть.

Быть здоровым -  это естественное стремление человека. Здоровье означат не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Такого человека мы и должны создавать и воспитывать, начиная с самого раннего детства.

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформации суставов.

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. У детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста, некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности.

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения». В этом возрасте совершенствуются основные процессы возбуждения, и особенно торможения, и несколько легче в этот период формируются все виды условного торможения. Занятия физкультурой в старшем возрасте призвано удовлетворять биологическую потребность растущего организма в двигательной активности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.

Образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении построен на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» п\р Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также с учетом Образовательной программы «Детский сад 2100».

Мы нацелены на формирование у детей интереса и ценностного отношения  к занятиям  физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Цель наша состоит в последовательном обучении детей двигательным умениям и навыкам, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры.

Задача физического воспитания в каждой возрастной группе:

2-я младшая группа:

  • Продолжить работу по укреплению и охране здоровья детей, созданию условий для правильной осанки, систематического закаливания организма, совершенствования умения и навыков в основных видах движений на занятиях и вне их;
  • Совершенствовать пространственную ориентировку детей;
  • Поощрять их участие в совместных играх и физических упражнениях;
  • Способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Средняя группа:

  • Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций;
  • Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной активности;
  • Формировать умения и навыки красивых, грациозных, выразительных движений;
  • Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности.

Старшая группа:

  • Продолжать работу по укреплению здоровья, закаливать организм, совершенствовать основные движения, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию;
  • Развивать и формировать умения и навыки красивых, выразительных движений и осознанное отношение к ним.

Подготовительная группа:

  • Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
  • Развивать инициативу в двигательной деятельности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
  • Формировать интерес и любовь к спорту.

Чем младше ребенок, тем менее дифференцировано его развитие. Наиболее эффективно образовательной задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход.

В процессе физкультурных занятий, спортивных игр, упражнений, согласно принципу интеграции, идет взаимодействие со всеми видами детской деятельности и образовательного процесса.

В процессе образовательной деятельности на занятых по физической культуре обращаем внимание на одновременное решение других задач:

  • Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
  • Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора.
  • Развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки и пр.
  • Активизация мышления детей, специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире,
  • Построение конструкций для подвижных игр и упражнений
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок,
  • Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок
  • Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение
  • Проведение спортивных игр под музыкальное сопровождение
  • Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

Мы ставим перед собой особую задачу: наполнить обучающий процесс в детском саду новым и полезным. На занятиях физкультурой внедряются нетрадиционные методы оздоровления детей – элементы гимнастики хатха-йога.

Варианты использования статических поз Хатха-йоги различны. Эти упражнения могут выполняться отдельными сериями в подготовительной части занятия. Тогда они будут направлены на подготовку организма детей к физической нагрузке и на положительный эмоциональный настрой занимающихся при преодолении трудностей. В основной части занятия асаны Хатха-йоги можно использовать в виде блока коррекционных упражнений, направленных на укрепление мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног, на развитие эластичности связок и сухожилий, ограничивающих подвижность суставах, а также гибкости позвоночника и формирование правильной осанки детей. Применение этих упражнений в заключительной части занятия способствует скорейшему снятию напряжения, усталости, расслаблению всех частей тела и подготовке организма к дальнейшей деятельности.

Занятия йогой – комплексом упражнений для интеграции тела и ума, имеющим древнюю историю – дают детям возможность культивировать эмоциональную энергию и применять ее в жизнеутверждающем направлении. Йога помогает детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни, позволяет раскрыться их творческому потенциалу в среде, которая уважает различия в мнениях и образе жизни.

От природы дети обладают гибкостью и живостью. Позы йоги, или асаны, укрепляют растущий позвоночник, придают гибкость, способствуют развитию подвижности суставов. Работа над позами включает напряжения большего количества мышц, чем выполнение самых координированных движений и расширяет спектр движений ребенка в целом.

Позы йоги хорошо сочетаются с занятиями спортом, так как они помогают детям стать сильными и выносливыми.

И что еще очень важно – йога не включает элементов соревновательности. Поэтому дети могут заниматься, не беспокоясь об удачном и неудачном результате. Занятия соревновательными спортивными играми делают детей напряженными и беспокойными.

Обучая позам йоги никогда не используем фразу «Плохо» и никогда не требуем совершенства. Гораздо лучше, если практику наполним радостью, ведь именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

 

Практическая часть.

Тематическое планирование .

Примерное распределение материала (1-й год обучения)

Месяц

Неделя

Название асаны (позы)

Ноябрь

I - IV

Танец солнцу

Декабрь

I - II

Кобра

III

IV

Кузнечик

Лук

Январь

I

II

Свернутый лист

Свеча

III

IV

Рыба

Дерево

Февраль

I

II

Король танца

Лодочка

III

IV

Морская ракушка

Цветок лотоса

Март

Проведение всего комплекса* 2 раза в неделю вместо утренней гимнастики*

Апрель

Май

       

 

Примерное распределение материала (2-й год обучения)

Месяц

Неделя

Название асаны (позы)

Октябрь

I

II

Гора

Дерево

III

IV

Вытянутый треугольник

Повернутый треугольник

Ноябрь

I

II

Вытянутый боковой угол

Развернутый боковой угол

III

IV

Випабхарда 1

Вирабхарда 2

Декабрь

I

II

Вирабхарда 3

Интенсивное вытяжение

III

IV

Саранча, Прямой угол

Половина лодки, «Мертвая» поза

Январь

Проведение всего комплекса* 2 раза в неделю вместо утренней гимнастики*

Февраль

Март

Апрель

Май

* Комплекс состоит из ранее разученных поз в течение 3х месяцев

Комплекс упаржнений.

Ранним утром мы встаем

Солнце поднимается.

Детки йоги рады дню:

Кто сегодня мается?

Говоришь ты всем привет!

Ты для всех горишь.

Мы станцуем для тебя – золотой малыш.

1  Приветствие солнцу

  1. О дорогое солнце
  2. Каждое утро ты приходишь, чтобы дать миру свет.
  3. Ты древний мудрый отец земли.
  4. Несмотря на это, каждое утро ты выглядишь ярким и молодым.
  5. Все птицы поют для тебя свои песни.
  6. В течение всего твоего дня животные резвятся на лугах.
  7. Зеленая трава и прекрасные цветы любуются тобой, когда ты проплываешь по небу.
  8. Все, чего ты касаешься, наполняется жизнью.
  9. Все движется силой твоей Любви.
  10. В танце, называемом Взрослением и Старением.
  11. Подобно несмышленому детскому семени, растущему, чтобы стать Старым Мудрым Деревом.
  12. Корни проникают вглубь Земли, ветви тянутся вверх к небу.
  1. Кобра

Дует легкий ветерок,

Стебли трав качая,

Свежесть утра на весь день в теле оставляя.

Раздувает капюшон

Королевской кобры,

Делает мудрее нас,

Чтоб мы были добры

  1. Кузнечик

Подобно кузнечику,

Мысль прыгает вокруг

То взмывая вверх,

То опускаясь вниз.

Пусть мое внимание

Остановиться вдруг

На неподвижном цветке –

Ведь это мой каприз.

  1. Лук

Словно лук свое тело прогнув,

Натянув тетиву крепких рук,

Стрелу мысли беру, не моргнув,

Чтобы цель достичь и не вдруг.

  1. Свернутый лист

Согнувшись вперед,

Я как свернутый лист,

Исписанный мелким почерком,

Лечу сквозь вселенную

В триллионы верст

Подхваченный

Главным летчиком.

  1. Свеча

Здоровье и счастье

Внося в этот мир,

Гори как свеча, освещая сей пир.

  1. Рыба

Этот мир, как горной реки поток,

Несет меня водоворотами течения

Подобно рыбе, выброшенной на песок,

Осознаю я, истины мгновения.

  1. Дерево

Как прочный лист, как высокий дуб

Укоренившийся в земле,

Даю покой я, кров, уют –

Всегда, всем и везде.

  1. Король танца

Как великий танцор,

Соединяю я то,

Что люблю:

Вселенную, бога

И землю мою.

  1. Лодочка

Быстрее лодки, парусника, ветра, птиц

Пересечем мы штор морской.

Вращенье колеса, слиянье спиц

Ведет нас в центр, к себе, домой.

  1. Морская ракушка

Свернувшись подобно

Морской ракушке,

Услышь океана шум в ушах,

Внутри и в макушке.

  1.  Цветок лотоса

Тихо стоят величавые горы,

Слушая песнь ветерка

Легкий напев его,

Нежный и скорый,

Трогает сердце цветка.

  1. Медитация

Как трава, я покрываю землю,
Как ракушка, я лежу на берегу.
Как кувшинки лист, я воду озера приемлю,
И как птица, дом свой стерегу.

Я плыву, как облако на небе,
Я шепчу, как ветер в тишине.
Лунный свет дарю тебе я,
И сияю, словно солнце в вышине.

  1. Внутреннее пространство

Во глубине Души легки мы и сияем,
И счастье ощущаем каждый миг.
Мы улыбаемся всему, что окружает,
Всему тому, что в жизни ты достиг!

Позы йоги ( асаны).

Упражнение «КОБРА»: Лечь лицом вниз подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу. Задержаться в этом положение 10 секунд, затем медленно выдыхая, возвратиться в исходное положение. Отдохнуть и повторить упражнение 2 раза.

Эту позу можно выполнять в любом возрасте. Она способствует правильному формированию грудного отдела позвоночника, органов дыхания и носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание, снимает нервное возбуждение.

Упражнение «НАТЯНУТЫЙ ЛУК»: Лечь на пол, на живот, руки вдоль тела. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень, левой рукой захватить и удерживать левую голень и сделать плавный вдох. Прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая считать до 10-ти. Медленно опуститься на пол. Повторить это упражнение 2 раза. Выполнение этого упражнения требует некоторой тренировки.

Ребенок может выполнять эту позу с 4-5-ти лет, в результате чего у него  улучшается гибкость позвоночника, нормализуется работа органов грудной и брюшной полости, а так же носоглотки, улучшается зрение.

 

Упражнения на снятие напряжения.

Упражнение «Поза отдыха. Лечь на пол, руки вдоль туловища. Все тело расслаблено. Поза выполняется с замедленным дыханием.

Но наибольший эффект дает систематическое выполнение комплекса таких упражнений в виде отдельного занятия.

Упражнение «ПОЗА ПЛОДА»: Сесть, поджав ноги под себя, подошвы, стопы и колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Постараться расслабиться. Эту позу можно делать с 3-4-х лет. В результате сдавливания органов брюшной полости и нижних конечностей происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует так же повышению защитных сил организма, улучшению зрения, нормализации психических реакций. Находиться в этой позе можно в течение 2-х минут.

Упражнение «Цветок»: концентрация на единичном объекте помогает достичь эмоционального равновесия и успокоить ум.

Дети садятся в кружок на коврик. В центр ставится объект, на котором они будут концентрироваться (красивый цветок, раковину). Дети пристально смотрят на него в течении 20-30 секунд. Потом, закрывая глаза, пытаются представить этот объект перед собой.

 

 

 

Список литературы.

1.Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. В сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н.Г.Коновалова , Л.К.Бурчик.   - Новокузнецк, 1998.

2.Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. [Текст]/ Т. Нестерюк, А. Шкода. -М. «ДТД», 1993.

3.Платохина Л.И. Хатха-йога для детей: кн. Для учащихся и родителей. [Текст]/ Л.И. Платохина .- М.: Просвещение, 1993.

4.Чопра Д. Идеальное здоровье. - [Текст]/Д. Чопра. М.: Древо жизни, 1992.

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.  М.2010г.
  2. Липень А.А. - Детская оздоровительная йога. Сп-Б., Питер   2009г.
  3. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников,  Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007

 

Интернет ресурсы:

1.www.yogaways.info

Категория: Секция 1 | Добавил: alexanderkostritsky (18.01.2016) | Автор: Спиридонова Н.В.
Просмотров: 707 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024