Приветствую Вас Гость | RSS Четверг
16.05.2024, 05:18
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 1

Рудченко Е.М., "Проектирование взаимодействия с семьями детей"

"Проектирование взаимодействия с семьями детей"

 

Рудченко Елена Михайловна

МБДОУ д/с №3 "Незабудка"

Г. Протвино

Введение

 

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам и в значительной степени уделяет внимание взаимодействию ДОУ с родителями. Наряду с педагогами и детьми, родители воспитанников являются участниками образовательного процесса.

В ФГОС указывается, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, и должна быть направлена на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы требования по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями. Подчеркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, ДОУ является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной Программе,
  •  обеспечить открытость дошкольного образования;
  •  создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  •  поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  •  обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  •  создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией воспитательных и образовательных задач.

Поиск и внедрение новых форм работы с родителями всегда остается актуальным. Без активного, осознанного участия родителей невозможно достичь высоких результатов.

При проектировании взаимодействия воспитателя с семьями детей приоритетными задачами являются следующие:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки участников образовательного процесса;
  •  активизация и расширение знаний родителей по вопросам психического развития детей;
  •  формирование навыков взаимодействия, сотрудничества и доверия между родителями и детьми.

Для реализации поставленных задач необходимо вовлечь родителей в единое образовательное пространство, установить доверительные, партнерские отношения, повысить педагогическую культуру родителей.

Детский сад сегодня находится в развитии, представляет собой мобильную систему, поэтому должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Практическая часть

Взаимодействие воспитателя МБДОУ «Незабудка» с семьями детей 2 младшей группы.

 

Месяц

Родительские собрания

Индивидуальные и групповые консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие мероприятия

Сентябрь

23.09.2014 – Орг. Родительское собрание.

Повестка дня:

Возрастные особенности детей 3-4 лет, Воспитательная работа в группе, Показ газеты «Наше летнее путешествие».

Выбор и утверждение состава родительского комитета.

Разное:

орг. вопросы,

краткий план выступления психолога «Что могут сделать родители для эффективного развития ребенка».

Игровой практикум с родителями, развитие самостоятель-

ности  ,активности, творчества .

Чтение детской литературы, как способ развития речи.

Обсуждения с родителями книг, которые они читают своим детям.

Выработка рекомендации.

08.09.2014 – Групповая консультация родителей.

Тема: «Ребенок имеет право».

Краткий план консультации: соблюдение прав ребенка, ответственность

родителей за воспитание детей, нормативный аспект образования.

Планируемые результаты:

Знакомство с родителями, создать мотивацию на сотрудничество с воспитателем, изучение семей.

Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.

Планируемые результаты:

Установить особенности пренатального и раннего разития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество.

Зябликов В.П.

Саврий Е.Н.

Захаревич А.Т.

17.09.2014 – Индивидуальное консультирование

«соблюдение режимных моментов».

Павленко Н.В.

Воронина Ю.П.

Унегова Т.Д.

Планируемый результат:

Развитие интереса пребывания в саду.

Информация по воспитатель-

ной работе в группе, в раздевалке,

«Роль семьи в воспитании ребенка», организация детского уголка, «Рекомендации по занятию музыкой, пением и танцами».

13.09.2014-

Открытое занятие по теме «Фрукты».

Планируемый результат:

Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе,

Информиро-

вание родителей по работе ДОУ, Расширение поля деятельности для родителей.

В течение года педагоги-

ческий проект.

Работа с родителями «ЗОЖ».

Планируемые результаты:

Показать родителям прямую зависимость здоровья от физической культуры.

Планиро-

вание работы.

Анкетиро-

вание родителей, с целью выявления семейных ценностей,

уровнем воспитания,

общения.

Планируе-

мые

Результаты:

Выявить круг чтения детской литературы,

просмотры детских передач,

заинтере-

сованность семьи в развитии творчества ребенка

 

 

Месяц

Родитель-ские собрания

Индивидуальные и групповые консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие мероприятия

Октябрь

 

Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.

Планируемые результаты:

Установить особенности пренатального и раннего развития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество

Балашова Е.М.

Скрябин Г.Р.

Пряжкин В.Ф.

Творческие работы родителей «Что нам осень принесла?»

Планируемый результат:

Рефлексия родителей в вопросах:

Какие мы родители, насколько хорошо знаем ребенка, как я могу помочь своему ребенку раскрыть его внутренний потенциал и создать благоприятные условия для его развития.

 

Работа по проекту «ЗОЖ»

Материал в «Уголок для родителей» «Если ребенок заболел

(что полезно есть при различных заболева-

ниях) »

Подготовка детей к участию в осеннем празднике. Разучива-

ние стихов и песен,

«В гостях у осени».

29.10.2014

Планируе-

мые результаты:

Развитие эстетического восприятия

 

 

Месяц

Родительские собрания

Индивидуальные и групповые консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие мероприятия

Ноябрь

 

Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.

Планируемые результаты:

Установить особенности пренатального и раннего развития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество.

Ершова М.Е.

Фрязева А.П.

Рыжова Т.П.

Выполнение материала на стенде

«Русские сказки»,

Составление

альбомов «Моя семья».

Работа над связной речью «Рассказываем сказки вместе».

Совместное творчество ребенка и родителей:

В семье рассказывают по заданию воспитателя сказку, рисуют иллюстрацию к ней, инсценируют или рассказывают по ролям.

Планируемые результаты:

Преодоление ребенком неуверенности, страха речи, тренировка речевого общения, активно взаимодействие со взрослыми, родители учатся слушать ребенка, уважать его инициативу.

«Теремок» 10.10.2014, «Заюшкина избушка» 24.10.2014.

 

 

Месяц

Родительские собрания

Индивидуальные и групповые консультации

Тематика наглядных материалов для родителей

Другие мероприятия

Декабрь

02.12.2014 – Родительское собрание.

Повестка дня:

Значение сказки в развитии ребенка,

Развитие коммуникативных   

способностей детей.

Наши успехи.

Подведение итогов конкурса чтецов и вручение грамот.

Подготовка к новогоднему празднику костюмы, подарки

Разное.

Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.

Планируемые результаты:

Установить особенности пренатального и раннего развития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество

Матвеев Б.П.

Ерохина У.Н.

Герасимов К.И.

Выполнение материалов на стенде для родителей.

«О леворуких детях»,

«Как помочь ребенку развивать связную речь»,

«Культурно – гигиени-

ческие навыки.

Работа по проекту «ЗОЖ»

Тема:

«Закалива-

ние».

Работа над связной речью

«Рассказы-

ваем сказки».

Совместное твыорчество ребенка и родителей.

Подготовка к новогоднему утреннику, разучивание стихов и песен.

 

Заключение

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, их компетентности в вопросах развития ребенка, психологии ребенка. Необходимо помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей и понять, что рядом с ними существует мир детства, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. Важным условием такого сотрудничества является установление доверительного делового контакта ДОУ с семьями воспитанников. Использование разнообразных современных форм работы помогает перевести родителей из состояния наблюдателя в состояние активного участника образовательного процесса.

  Учитывая различные возможности родителей, о которых  известили родители в анкетах,  подобрала формы взаимодействия. Состоялись  родительские собрания:"Возрастные  особенности детей"," Игра- ведущая роль","Если ребёнок дерётся".

В течение года осуществлялись индивидуальные консультации. Неоднократно выставлялись папки:"Роль семьи в воспитании ребёнка",Если ребёнок заболел","Русские сказки".Часто привлекались родители для совместного детского творчества: "Мастерская старичка - лесовичка", "Новогодняя ёлочка", изготовление поделок к празднику труда. Активная подготовка осуществлялась к праздникам: "Осень в гости просим", "Здравствуй Новый год", "Праздник наших мам". Родители изготовляли костюмы, украшали зал, организовывали сюрпризные моменты, дети выражают положительные эмоции, когда родители оказывают помощь саду, также родители принимают активное участие в благоустройстве участка: высадка саженцев, постройка машинки, ремонт скамеек, покраска забора, уборка территории сада. 

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. У ребенка появляется желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат – положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

 

Список литературы

1.           Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (Текст) - М., 2014 г.

2.           Родительские собрания. (Текст)/Н. М. Метенова - Ярославль, 2011 г.

3.           Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. (Текст)Ю. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М., 2009 г.

Категория: Секция 1 | Добавил: alexanderkostritsky (18.01.2016) | Автор: Рудченко Е.М.
Просмотров: 415 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024