"Проектирование взаимодействия с семьями детей"
Рудченко Елена Михайловна
МБДОУ д/с №3 "Незабудка"
Г. Протвино
Введение
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам и в значительной степени уделяет внимание взаимодействию ДОУ с родителями. Наряду с педагогами и детьми, родители воспитанников являются участниками образовательного процесса.
В ФГОС указывается, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, и должна быть направлена на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы требования по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями. Подчеркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, ДОУ является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной Программе,
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией воспитательных и образовательных задач.
Поиск и внедрение новых форм работы с родителями всегда остается актуальным. Без активного, осознанного участия родителей невозможно достичь высоких результатов.
При проектировании взаимодействия воспитателя с семьями детей приоритетными задачами являются следующие:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки участников образовательного процесса;
- активизация и расширение знаний родителей по вопросам психического развития детей;
- формирование навыков взаимодействия, сотрудничества и доверия между родителями и детьми.
Для реализации поставленных задач необходимо вовлечь родителей в единое образовательное пространство, установить доверительные, партнерские отношения, повысить педагогическую культуру родителей.
Детский сад сегодня находится в развитии, представляет собой мобильную систему, поэтому должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Практическая часть
Взаимодействие воспитателя МБДОУ «Незабудка» с семьями детей 2 младшей группы.
Месяц
|
Родительские собрания
|
Индивидуальные и групповые консультации
|
Тематика наглядных материалов для родителей
|
Другие мероприятия
|
Сентябрь
|
23.09.2014 – Орг. Родительское собрание.
Повестка дня:
Возрастные особенности детей 3-4 лет, Воспитательная работа в группе, Показ газеты «Наше летнее путешествие».
Выбор и утверждение состава родительского комитета.
Разное:
орг. вопросы,
краткий план выступления психолога «Что могут сделать родители для эффективного развития ребенка».
Игровой практикум с родителями, развитие самостоятель-
ности ,активности, творчества .
Чтение детской литературы, как способ развития речи.
Обсуждения с родителями книг, которые они читают своим детям.
Выработка рекомендации.
|
08.09.2014 – Групповая консультация родителей.
Тема: «Ребенок имеет право».
Краткий план консультации: соблюдение прав ребенка, ответственность
родителей за воспитание детей, нормативный аспект образования.
Планируемые результаты:
Знакомство с родителями, создать мотивацию на сотрудничество с воспитателем, изучение семей.
Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.
Планируемые результаты:
Установить особенности пренатального и раннего разития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество.
Зябликов В.П.
Саврий Е.Н.
Захаревич А.Т.
17.09.2014 – Индивидуальное консультирование
«соблюдение режимных моментов».
Павленко Н.В.
Воронина Ю.П.
Унегова Т.Д.
Планируемый результат:
Развитие интереса пребывания в саду.
|
Информация по воспитатель-
ной работе в группе, в раздевалке,
«Роль семьи в воспитании ребенка», организация детского уголка, «Рекомендации по занятию музыкой, пением и танцами».
13.09.2014-
Открытое занятие по теме «Фрукты».
Планируемый результат:
Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе,
Информиро-
вание родителей по работе ДОУ, Расширение поля деятельности для родителей.
|
В течение года педагоги-
ческий проект.
Работа с родителями «ЗОЖ».
Планируемые результаты:
Показать родителям прямую зависимость здоровья от физической культуры.
Планиро-
вание работы.
Анкетиро-
вание родителей, с целью выявления семейных ценностей,
уровнем воспитания,
общения.
Планируе-
мые
Результаты:
Выявить круг чтения детской литературы,
просмотры детских передач,
заинтере-
сованность семьи в развитии творчества ребенка
|
Месяц
|
Родитель-ские собрания
|
Индивидуальные и групповые консультации
|
Тематика наглядных материалов для родителей
|
Другие мероприятия
|
Октябрь
|
|
Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.
Планируемые результаты:
Установить особенности пренатального и раннего развития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество
Балашова Е.М.
Скрябин Г.Р.
Пряжкин В.Ф.
|
Творческие работы родителей «Что нам осень принесла?»
Планируемый результат:
Рефлексия родителей в вопросах:
Какие мы родители, насколько хорошо знаем ребенка, как я могу помочь своему ребенку раскрыть его внутренний потенциал и создать благоприятные условия для его развития.
|
Работа по проекту «ЗОЖ»
Материал в «Уголок для родителей» «Если ребенок заболел
(что полезно есть при различных заболева-
ниях) »
Подготовка детей к участию в осеннем празднике. Разучива-
ние стихов и песен,
«В гостях у осени».
29.10.2014
Планируе-
мые результаты:
Развитие эстетического восприятия
|
Месяц
|
Родительские собрания
|
Индивидуальные и групповые консультации
|
Тематика наглядных материалов для родителей
|
Другие мероприятия
|
Ноябрь
|
|
Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.
Планируемые результаты:
Установить особенности пренатального и раннего развития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество.
Ершова М.Е.
Фрязева А.П.
Рыжова Т.П.
|
Выполнение материала на стенде
«Русские сказки»,
Составление
альбомов «Моя семья».
|
Работа над связной речью «Рассказываем сказки вместе».
Совместное творчество ребенка и родителей:
В семье рассказывают по заданию воспитателя сказку, рисуют иллюстрацию к ней, инсценируют или рассказывают по ролям.
Планируемые результаты:
Преодоление ребенком неуверенности, страха речи, тренировка речевого общения, активно взаимодействие со взрослыми, родители учатся слушать ребенка, уважать его инициативу.
«Теремок» 10.10.2014, «Заюшкина избушка» 24.10.2014.
|
Месяц
|
Родительские собрания
|
Индивидуальные и групповые консультации
|
Тематика наглядных материалов для родителей
|
Другие мероприятия
|
Декабрь
|
02.12.2014 – Родительское собрание.
Повестка дня:
Значение сказки в развитии ребенка,
Развитие коммуникативных
способностей детей.
Наши успехи.
Подведение итогов конкурса чтецов и вручение грамот.
Подготовка к новогоднему празднику костюмы, подарки
Разное.
|
Индивидуальное консультирование родителей, сбор анамнеза.
Планируемые результаты:
Установить особенности пренатального и раннего развития ребенка, особенности взаимоотношений в семье, социальные условия проживания ребенка, установить доверительные отношения с родителями, нацелить родителей на сотрудничество
Матвеев Б.П.
Ерохина У.Н.
Герасимов К.И.
|
Выполнение материалов на стенде для родителей.
«О леворуких детях»,
«Как помочь ребенку развивать связную речь»,
«Культурно – гигиени-
ческие навыки.
|
Работа по проекту «ЗОЖ»
Тема:
«Закалива-
ние».
Работа над связной речью
«Рассказы-
ваем сказки».
Совместное твыорчество ребенка и родителей.
Подготовка к новогоднему утреннику, разучивание стихов и песен.
|
Заключение
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, их компетентности в вопросах развития ребенка, психологии ребенка. Необходимо помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей и понять, что рядом с ними существует мир детства, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать.
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. Важным условием такого сотрудничества является установление доверительного делового контакта ДОУ с семьями воспитанников. Использование разнообразных современных форм работы помогает перевести родителей из состояния наблюдателя в состояние активного участника образовательного процесса.
Учитывая различные возможности родителей, о которых известили родители в анкетах, подобрала формы взаимодействия. Состоялись родительские собрания:"Возрастные особенности детей"," Игра- ведущая роль","Если ребёнок дерётся".
В течение года осуществлялись индивидуальные консультации. Неоднократно выставлялись папки:"Роль семьи в воспитании ребёнка",Если ребёнок заболел","Русские сказки".Часто привлекались родители для совместного детского творчества: "Мастерская старичка - лесовичка", "Новогодняя ёлочка", изготовление поделок к празднику труда. Активная подготовка осуществлялась к праздникам: "Осень в гости просим", "Здравствуй Новый год", "Праздник наших мам". Родители изготовляли костюмы, украшали зал, организовывали сюрпризные моменты, дети выражают положительные эмоции, когда родители оказывают помощь саду, также родители принимают активное участие в благоустройстве участка: высадка саженцев, постройка машинки, ремонт скамеек, покраска забора, уборка территории сада.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. У ребенка появляется желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат – положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (Текст) - М., 2014 г.
2. Родительские собрания. (Текст)/Н. М. Метенова - Ярославль, 2011 г.
3. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. (Текст)Ю. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М., 2009 г.
|