Приветствую Вас Гость | RSS Среда
15.05.2024, 15:48
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 1

Перевощикова О.В., Гирева Е.В., «ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

Введение

Вид проекта: краткосрочный проблемно-поисковый «Инновационная форма работы по психомоторному развитию дошкольников».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель и инструктор по физической культуре.

Интегрируемые области:

  • физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие

База проекта – МБДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка» города Протвино Московской области.

Срок реализации проекта – ноябрь 2015 года – январь 2016 года.

I этап – ноябрь 2015 года.

II этап – 1-14 декабря 2015 года.

III этап – 15 декабря 2015 года - 12 января 2016 года.

Целесообразность проекта выражается в развитии познавательного интереса у дошкольников к деятельности художников мультипликаторов, в проявлениях творческой активности воспитанников, радости от осознания собственных достижений, умения любоваться своей работой и работой других детей и взрослых.

Цель: организация и поддержание необходимых условий для развития детского творчества, умений удерживать двигательные программы, заинтересованности в конечном результате работы при создании выразительных лепных образов фигуры человека в движении у детей 6-7 лет в процессе взаимодействия взрослого и ребенка.

Объект исследования: моторика детей, крупная и мелкая.

Предмет исследования: нестандартная форма работы с детьми - создание мультфильма.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития детского творчества у старших дошкольников.
  • Разработать перспективное планирование мероприятий и видов детской деятельности.
  • Создать благоприятную творческую атмосферу и содействовать развитию инициативности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
  • Формировать технические умения и навыки.
  • Проанализировать результат.

Принципы реализации проекта: учет ведущей игровой деятельности, индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку.

Практическая значимость

Данный проект может использоваться воспитателями ДОУ в ходе взаимодействия с детьми, и направлен:

  • на воспитание инициативности, активности, любознательности;
  • на развитие крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • сочетание выполнения движений фигурками в соответствии с текстом хоровода «Каравай»;
  • создание мультипликационного фильма «Хоровод «Каравай».

Актуальность

В дошкольном возрасте движения и двигательная активность являются одним из важнейших условий и средств физического и психического развития ребенка, способствуют укреплению его здоровья. В школьные годы состояние психомоторики ребенка определяет его успешность в формировании многих учебных и трудовых навыков, в развитии специальных способностей, связанных с моторной ловкостью, а в дальнейшем влияет на выбор и возможность овладения профессией.

Психомоторное развитие ребенка является фундаментом для уникального развития личности, его дальнейшего психического развития (познавательного, эмоционального, социального). Совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций - эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в развитии познавательной деятельности дошкольника, обусловливая успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.

Развитие психомоторики идет в направлении от более общих движений, недифференцированных, охватывающих весь организм, к обособлению отдельных двигательных актов, объединяющихся затем в новые единства более высокого порядка.

О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы многих ученых, которые доказали, что движения рук влияют на уровень развития высших психических функций и речи. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких подчеркивают тот факт, что необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие, а вся развивающая, формирующая и коррекционная работа с детьми должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот

Проблемы:

  • увеличение количества детей, не способных удерживать двигательную программу;
  • увеличение количества детей с нарушением представлений о схеме тела, проявляющееся при создании лепного изображения фигуры человека в движении;
  • увеличение количества детей, не заинтересованных в конечном результате при создании лепного изображения (интерес к процессу деятельности).

Методы исследования:

  • Теоретический (изучение литературы, Интернет-ресурсов).
  • Эмпирический (наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения игровых упражнений, лепки, за продуктом деятельности).

Методы и технологии работы с детьми:

1.Словесный.

2.Наглядный.

3.Познавательно-исследовательский.

4.Опытно-экспериментальный.

5.Игровой.

Предполагаемый результат исследования:

  • Автоматизация движений, удержание двигательной программы, развитие художественно-творческих способностей, умений, проявляющихся в создании выразительных лепных образов и наделении их движениями в соответствии с текстом хоровода; развитии заинтересованности в конечном результате работы;
  • развитие наблюдательности, любознательности, познавательной и творческой активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемые результаты проекта:

  • Хоровод «Каравай», выполненный детьми.
  • Пластилиновый мультфильм «Хоровод «Каравай»

I. Основная часть. Теоретическое обоснование необходимости психомоторного развития воспитанников ДОУ

1.1. Особенности развития современных дошкольников

По данным современных психологических исследований уровня школьной зрелости в шестилетнем возрасте достигают лишь 40% детей, у остальных наблюдается психофизиологическая незрелость, которая проявляется:

  • в недостаточном развитии сложно-координированных движений руки, (кисти, пальцев), влияющих на всю функциональную систему организации деятельности (письма, чтения, праксиса);
  • в неравномерности динамической организации движения (импульсивности), осложняющей развитие у детей социальной уверенности (умение вступать в контакт, выслушивать другого, договариваться);
  • в трудностях развития вербально-логического мышления как главнейшего механизма эффективной учебно-познавательной деятельности (речевые нарушения наблюдаются у 60% детей дошкольного возраста);
  • в снижении избирательности внимания (синдром дефицита внимания) в сочетании с гиперактивностью.

Боякова Е.В., к.п.н., старший научный сотрудник Учреждения Российской академии образования написала в своей статье «Особенности развития современного ребенка»: «Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального общества. С самого рождения они сталкиваются с современными техническими новшествами. Дети хорошо информированы. Дошкольники иногда делают неожиданные выводы и умозаключения. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Дети теряют способность и желание чем-то себя занять. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Общение со сверстниками стало поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать готовых развлечений». Из-за этого современные дошкольники испытывают недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений, воспринимая мир линейно и однобоко. Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6 - 7 лет (около 90%). В традиционном образовании основная нагрузка дается на зрительный и слуховой каналы восприятия, следовательно, обедняются другие виды сенсорного обеспечения процесса обучения, тактильно-кинестетический и двигательный анализаторы оказываются не достаточно востребованными. В результате не происходит целенаправленного развития трехзвеньевой зрительно-моторно-тактильной связи, являющейся основой формирования активной познавательной деятельности, а возможность усваивать информацию часто ограничивается несформированностью функции восприятия.

1.2. Психологические аспекты

Движения (в том числе речь и письмо) – это главное средство взаимодействия человека с окружающим миром, а двигательный акт – это внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Развитие моторики создает предпосылки для становления многих психических процессов. Психомоторика – это совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий.

Психомоторное развитие ребенка – это развитие его интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и приобретенных качеств.

Базовым для развития психомоторики, всех высших психических функций является сенсомоторный уровень: сенсорика (от лат. sensus - чувство, ощущение) - психический процесс; моторика - двигательная активность.

Состояние двигательной функциональной системы, отражает благополучие здоровья и моторные возможности ребенка, обусловливает особенности его психофизического развития и формирования внешнего поведенческого облика, сказываясь на становлении личности. Недостатки в психомоторном развитии нередко наблюдаются у современных детей, что в определенной мере затрудняет формирование у них учебных, трудовых и других навыков, требующих тонких моторных координаций.

Как только ребенок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения и реагировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне, начинается постепенное приобретение чувства осознания своего тела. Именно благодаря движениям устанавливается представление о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоциональную жизнь. Целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т.д.).

Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний. Это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представление о теле. Сначала ребенок учится узнавать свое тело и его части, затем – он осознает свое тело в пространстве по отношению к другим телам. При этом движение – основной элемент, и ребенок воспринимает свое тело как двигательную систему, постоянно изучая свои моторные возможности. Нарушение ритмической организации движений негативно влияет на формирование у ребенка навыков, требующих автоматизации, и проявляется в нарушении синхронных движений рук и ног при ходьбе, при поворотах туловища, в нарушении автоматических защитных движений.

Психомоторика проявляется в психомоторных процессах, основу которых составляют сенсомоторные процессы (сенсомоторные реакции и сенсомоторная координация), идеомоторные процессы (идеомоторика), эмоционально-моторные процессы (эмоционально-моторные реакции).

Развитие зрительно-моторных координаций происходит через цветовое восприятие, слухомоторных координаций - через музыку, танец, а через собственное движение реализуется энергетический фактор развития. Следовательно, использование основных двигательных координации - зрительно-моторной, слухомоторной и вестибулярно-ритмической - решает не только и не столько задачи развития опорно-двигательного аппарата, сколько задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка.

Практически все программы развивают зрительно-моторную координацию (программы выразительного движения, физического развития, изобразительного творчества и др.). Зрительно-сенсомоторная координация, отработанная в раннем детстве, является базой для развития письма, тонкой, средней и крупной моторики в социализированных сложных комплексах движений, в изобразительной деятельности, в творческой и учебной деятельности.

 

  1. Практическая часть.
    1. Этапы реализации проекта
  2. этап. Подготовительный
  1. Определение проблемы, цели и задач.
  2. Изучение нормативной базы: Закон РФ об образовании, ФГОС, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Типовое положение о ДОУ.
  3. Изучение литературы, подбор материала.
  4. Наблюдения за двигательной активностью детей в ходе подвижных и хороводных игр, в процессе лепки и за конечным продуктом деятельности.
  5. этап. Реализация проекта
  1. Закрепление представлений о схеме тела в играх малой подвижности «Запретное движение», «Повтори, как на схеме».
  2. Проведение хоровода «Каравай»: автоматизация, синхронизация, ритмизация движений в соответствии с текстом, перенос двигательной программы во внутренний план.
  3. Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (дымковской и богородской игрушкой) и скульптур малых форм.
  4. Лепка фигуры человека, человека в движении по схеме.
  5. Знакомство с деятельностью художников мультипликаторов, беседа, рассматривание иллюстраций.
  6. Мастерская по созданию мультфильма «Хоровод «Каравай»: перенос двигательной программы из внутреннего плана на неживой объект.
  7. Просмотр мультфильма «Хоровод «Каравай».

 

III этап. Заключительный этап. Подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.

Задачи проекта выполнены, это подтверждается тем, что

при использовании нестандартной, инновационной формы работы с воспитанниками 6-7 лет – создании мультфильма, у детей развивается познавательная активность, появляется заинтересованность в конечном качественном результате работы; в переносе своей двигательной программы на неживой объект.

2.2. Виды деятельности в ходе реализации проекта

Деятельность с детьми:

•      Игровая деятельность: игры малой подвижности и хороводная игра («Запретное движение», «Повтори, как на схеме», «Каравай»).

•      Выполнение игровых упражнений.

•      Совместная деятельность взрослого и ребенка.

•      Самостоятельная деятельность детей.

•      Наблюдения за окружающим, за играми детей.

•      Рассматривание изделий, образцов, схем.

•      Лепка.

•      Опытно-экспериментальная деятельность в работе с пластилином.

•      Тематическая выставка работ.

•      Подведение итогов по окончанию деятельности.

•      Познавательно-исследовательская деятельность в изучении специфики работы художника мультипликатора, оператора.

•      Физкультминутки.

•      Просмотр созданного мультфильма.

Деятельность педагога:

  • Актуализация внимания.
  • Создание мотивации.
  • Создание игровой ситуации.
  • Проведение хоровода «Каравай».
  • Создание и поддержание положительного эмоционального настроя.
  • Оказание помощи ребенку (при необходимости).
  • Проблемные вопросы для активизации мыслительной, поисковой деятельности.

Деятельность с родителями:

Показ мультфильма «Хоровод «Каравай».

Деятельность с педагогами:

Представление опыта на семинаре, конференции.

 

Заключение

Психомоторное развитие создает потенциал для развития двигательной и познавательной деятельности дошкольника. А основные сенсомоторные координации (зрительно-моторная, слухомоторная, вестибулярно-ритмическая) являются базовыми развивающими техниками и решают не только задачи развития опорно-двигательного аппарата, но и задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка. Согласованность двигательных действий стимулирует развитие речевых и интеллектуальных способностей дошкольника, его эмоциональной отзывчивости и способов общения, влияет на социальное благополучие ребенка, его физическое и психическое развитие, содействует сохранению и укреплению здоровья дошкольника.

Современных дошкольников трудно чем-то удивить, заинтересовать, отвлечь от экранов телевизоров или компьютеров, игровых приставок, поэтому приходится постоянно искать новые стимулы, которые оказывали бы действенное влияние на желание детей выдумывать, сочинять, изображать. Этим стимулом является инновационная, необычная форма работы с детьми - создание пластилинового мультфильма.

Список литературы

  1. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка. // Педагогика искусства // [Текст] // Е.В. Боякова, № 1. 20011. http: // www.art-education.ru/AE-magazine.
  2. Воробьева Е.А. Материалы межведомственной научно-практической конференции. Роль и место работы телесно-ориентированных методов в работе с детьми // [Текст] // Е.А. Воробьева, М. 2004.
  3. Воробьева Е.А., Гатина С.В. Сенсорная интеграция и мы. Двигательная коррекция детей с отклоняющимся развитием. // [Текст] // Е.А. Воробьева, С.В. Гатина, http://sensoricinru.wordpress.com

4.     Воробьева Е.А., Никитина В.А., Вачков И.В. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. // [Текст] // Е.А Воробьева, В.А. Никитина, И.В. Вачков, 2009. Вып. 5.

  1. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // [Текст] // Т.Г. Горячева, Психолог в детском саду, № 3.2006.

6.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка.Психофизиологические основы детской валеологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. // [Текст] // Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, М. ВЛАДОС. 2000.

  1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. 1985.
  2. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов // [Текст] // Ю.А. Кириллова, СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005.

9.

  1. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции. Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. // [Текст] // Ж. Пиаже, М. Международная педагогическая академия. 1994.
  2. Ришман Л.Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. // [Текст] // Л.Н.  Ришман, http://festival.1september.ru
  3.  Семенович А.В., Воробьева Е.А. Комплексная методика психомоторной коррекции. МГПУ Факультет коррекционной педагогики Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам. // [Текст] // А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Москва. 1998.
  4. Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений // [Текст] // Ю.Р. Силкин, М. ВЛАДОС. 2001.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. // [Текст] // А.Л. Сиротюк, М. 2002.
  6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. // [Текст] // http://www.method.novgorod.ru.
  7. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. // [Текст] // О.А. Степанова, М. Сфера. 2003.
  8. Султанова А.С. Психологические основы сенсомоторной коррекции. // [Текст] // А.С. Султанова, http://centercep.ru
  9. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. // [Текст] // Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева № 3. 2006.

19.Удалова Э.Я., Метиева Л.А.  Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Программа курса коррекционных занятий и серия методических рекомендаций. // [Текст] // Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева.

  1. Цыпленкова О.А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка. // [Текст] // О.А.  Цыпленкова, Справочник педагога-психолога. № 08. 2012.
  2. http:// www.ilogoped.ru/razvitie poznavatelnyh funkcij.php
  3. http://sites.google.com/site/logopedonlai
Категория: Секция 1 | Добавил: alexanderkostritsky (18.01.2016) | Автор: Перевощикова О.В., Гирева Е.В.
Просмотров: 597 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.4/10
Всего комментариев: 3
3 kiagudina  
0
Мультик - просто замечательный!!!!!!!!!! Спасибо огромное всем ребятам которые помогли создать такое чудо  :)

2 Татьяна Нескучаева  
0
Мультик классный! Молодцы!!!

1 Волкова Татьяна Викторовна  
0
Мультфильм - замечательный! Продолжай творить прекрасное.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024