ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР
В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Редкий дошкольник сейчас не умеет пользоваться компьютером. Но к сожалению, часто, это происходит в ущерб двигательной активности, общению с людьми, природой, чтению книг. Длительное неподвижное положение тела, неправильная осанка, приводящая к сколиозу, застой крови в нижних частях туловища, негативное влияние на глаза, колоссальная нагрузка на нервную систему – это всего лишь малая часть негативного воздействия компьютера, если пользоваться им неправильно.
В наше время, во многих семьях имеет место такая картина: мама и папа устают на работе и приходя домой им проще сказать: «Иди, поиграй в компьютер», чем заниматься с ребенком. И это происходит каждый день. Приходя из детского сада ребенок садиться за компьютер, за свою любимую игру, где зачастую оружие, кровь, ненависть и насилие. Дети, которые целыми днями играют в эти игры вообще перестают понимать где реальность, а где игра. И всю свою агрессию, накопившуюся от таких игр, они переносят в реальный мир, на реальных людей окружающих ребенка. Так не стоит ли нам задуматься, что будет дальше? Какими вырастут наши дети после таких игр и долгого сидения за компьютером? А чтобы избежать таких негативных последствий - взрослым, прежде всего, следует остановиться на ключевом понятии «компьютер - средство обучения», а не «средство развлечения».
Дети должны играть в такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей будут развиваться психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В обучающих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.
Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме внимание, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка будут задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, - повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.
Приучать к компьютеру нужно постепенно, но не ранее 5лет. И только в целях обучения, так как нервная система и зрительные органы у детей еще не зрелые и чувствительны к перегрузкам. Сейчас много программ и игр, обучающих буквам, цифрам и другим знаниям и умениям. И эта работа должна проходить обязательно под руководством родителей. Может только тогда у наших детей будет нормальное зрение, уравновешенная психика и крепкое здоровье, потому что останется время на подвижные игры и прогулки, что так необходимо растущему детскому организму.
А для того, чтобы компьютер стал верным союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:
- Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
- Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
- После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.
Рабочее место - так же очень важный момент. Организовать его не трудно, но оно обеспечит вашему ребенку комфортные занятия за компьютером. Для этого следует выполнить следующие правила:
- Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
- В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
- Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран тряпочкой.
- Пусть в комнате, где стоит компьютер, будут комнатные цветы, поставьте рядом кактус.
- Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.
Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка. Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.
Если взрослые прислушаются к этим несложным советам и будут их придерживаться, то дети будут познавать компьютер только с пользой.
Литература
1. Гладышева, Г. Компьютеры в детском саду / Г. Гладышева, Г. Митина // Игра и дети. – 2010. - №3. – С. 7-11.
2. Ефимов, И. О. О вреде и пользе компьютера и телевизора // Дошкольная педагогика. – 2010. - №5. – С. 8-10.
3. Олейник, А. Компьютер для самых маленьких // Игра и дети. – 2009. - №3. – С. 38-39.
4. Прохорова, С. Мой ребенок и компьютер / С. Прохорова, И. Сибгатуллова // Игра и дети. – 2012. - №1. – С. 29-31.
5. Фомина, Л. Рисуем на компьютере с помощью текстового редактора MICROSOFTWORD// Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. - С. 77-78.
|