Приветствую Вас Гость | RSS Среда
15.05.2024, 15:52
Клуб "Педагог г.Протвино"
Форма входа
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Категории раздела
Секция 1 [32]
Дошкольные образовательные учреждения
Секция 2 [9]
Начальная школа
Секция 3 [11]
Средняя школа
Секция 4 [1]
Специальное, высшее и дополнительное образование
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Главная » Статьи » IV Муниципальная НПК » Секция 1

Иванова Т.Н., "Здоровьесбережение. Плавание"

«Здоровьесбережение. Плавание»

 

Реальности нашей жизни требует особого отношения к здоровьесбережению подрастающего поколения, о котором ёще в 2010 году на Международном симпозиуме «Образование в Европе для гармоничного развития учащегося» в своём приветственном слове сказал Д.А. Медведев: «…внедрение здоровьесберегающих технологий, безусловно, принесёт пользу, будет способствовать гармоничному развитию детей, формированию у них здорового образа жизни…».

А занятия плаванием – один из самых основных способов в деле здоровьесбережения. Трудно переоценить положительный эффект воздействия воды на организм человека.
Наш город является счастливым обладателем всего трёх бассейнов. Если расположить их в хронологическом порядке, по мере появления, то получится:

1. Бассейн в д/с № 4 «Сказка»

2. Бассейн в МБОУ СОШ №1

3. Бассейн во дворце спорта «Импульс».

Мне повезло работать в самом первом из построенных бассейнов, в котором я веду занятия с дошколятами. В деле здоровьесбережения первые годы жизни играют огромное значение, так как мы не только сберегаем, корректируем (по необходимости), но и самое главное – начинаем повышать уровень физического развития наших воспитанников. А что немаловажно, для занятий в бассейне, практически нет противопоказаний. Плаванье часто рекомендуются врачами как средство лечебной гимнастики. Вода оказывает большое положительное влияние на организм как детей, так и взрослых.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм общепризнанно. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем организма ( сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно - двигательной и пр.), в психологическом – формирование произвольной координации движений и действий, в педагогическом – не только обучение дошкольника сложно – организационным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким, выразительным показом. В игре ребёнок познает мир, отвлекаясь от процесса обучения. Он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремится показать что-то своё; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогает педагогу обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, что бы ребенок чувствовал себя всё более и более уверенным от занятия к занятию.

Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу ( а она у нас проточная, питьевая) - сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога, инструктора, родителя) – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.

Дети младшего возраста приходят в бассейн, как только начинают посещать ДОУ. Психологическая подготовка ребенка должна начинать задолго до начала занятий и подготавливать его к положительному настрою на занятия в бассейне. И родители и воспитатели при ежедневном общении с ребенком могут медленно и незаметно для малыша сформировать сильное и устойчивое желание научиться плавать, что в дальнейшем на много сократит адаптационный период и позволит раньше начать непосредственно само обучение. Те дети, чьи родители плавают вместе с ними на открытых водоемах или бассейнах уже с нетерпением ждут посещение занятий, и им остается только привыкнуть к помещению и, непосредственно к чаше бассейна .Психологически настроить детей на водные процедуры ,помочь преодолеть страх способствуют беседы , чтение художественной литературы, заучивание потешек и стихотворений ( «Водичка , водичка , умой мое личико», «Дождик, дождик пуще», «Зайка серый умывается»), рассматривание иллюстраций и картин, просмотр мультфильмов, проводятся экскурсии в бассейн, где дети осматривают раздевалки, душевые кабины, чашу бассейна, разнообразное оборудование и игрушки. Позитивному настрою малышей способствует и посещение занятий плаванием старших дошкольников, где они видят непосредственно детей играющих в заполненном водой бассейне.

Очень важно, при обучении дошкольников плаванию – это первое впечатление от посещения бассейна, а особенно - от первого занятия. Оно непременно должно быть положительным, как непременное условие при формировании положительных эмоций у детей на занятиях по обучению плаванию. Если малышу что то не понравилось или что-то напугало, то это очень осложнит не только дальнейшее обучение но, возможно, и само посещение занятий. По этому педагогу на много проще не допустить возникновение отрицательных эмоций, чем дальнейшее их исправление. К первому посещению бассейна дети должны быть уже подготовлены и хорошо себе представлять куда они идут и что будут делать, и основная роль в этой подготовке возложена на воспитателя и родителей малышей. Психологическая подготовка ребенка должна начинать задолго до начала занятий и подготавливать его к положительному настрою на занятия в бассейне. При подготовке малышей к посещению занятий по плаванию, происходит и вовлечение родителей в процесс физического и психического развития детей раннего возраста. Уже на этапе ясельных групп родители готовятся и с нетерпением ждут начала занятий в бассейне. Именно от правильно построенной работы с семьёй воспитанника зависит регулярность посещения бассейна ребенком. Воспитателям и родителям также необходимо объяснить и постоянно формировать гигиенические навыки для посещения занятий плаванием. Ребенок должен уметь (хотя бы начальные навыки) пользоваться мылом и мочалкой, полотенцем, знать, что нужна шапочка для купания и трусики для плавания. Воспитателю и родителям необходимо не только подготовить детей к первому посещению занятий но и потом регулярно напоминать эти простые , но такие необходимые правила .

Так же очень важное значение имеет при первое занятии в воде – уровень воды в чаше. Он должен быть минимальным, не доходя до колена ребенку в самом глубоком месте, тем самым дать малышу уверенность в своей безопасности, даже если он упадет в воду. На протяжении всего занятия дети должны быть очень увлечены (играми, упражнениями, игрушками) чтобы такие «неприятности», как брызги воды в лицо и неуверенность при передвижении по воде – прошли для них незамеченными и не испортили первое положительное впечатление от пребывания в воде. Инструктор - педагог должен находиться в воде вместе с малышами, чтобы у дошкольников было чувство защищенности и безопасности в непосредственной близости с взрослым. В дальнейшем можно выходить из воды, постепенно увеличивая это время, без ущерба безопасности детей, развивая у них самостоятельность и уверенность в собственных силах .

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятию на всех этапах обучения.

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, что бы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «совместной деятельности». Совместная деятельность не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ребенка. При обучении плаванию детей раннего возраста должна быть не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком акватории бассейна.

Особо нужно отметить, то ребенка чаще пугает не сама вода, а её обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают новые движения, поэтому целесообразно сначала проводить занятия в зале. Также для достижения успеха в работе с дошкольниками следует поддерживать положительное отношение детей к занятиям на всех этапах общения.

1 Этап - соответствует младшему дошкольному возрасту. Ребенок знакомится с водой и её свойствами. Данный этап продолжается до ого момента, когда дошкольник освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие движения, играть.

Инструктору важно помнить, то первое посещение бассейна - это событие в жизни ребенка, и очень важно, чтобы у детей остались только яркие воспоминания.

Во-первых, нужно помнить, что маленьким детям не свойственна боязнь воды. Поэтому можно быть уверенным, что они быстро привыкнут к ней. После этого надо приучать их к простейшим передвижениям, к погружению.

Во-вторых, нужно включать в занятия ходьбу, бег и прыжки в воде. Эти упражнения показывают детям сопротивление воды. Кроме того, передвигаясь на разной глубине, ребята ощущают, насколько труднее двигаться в бассейне, чем на полу.

Особенное место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения учат ребенка умению принимать горизонтальное положение в воде (ходим «как крокодильчики»).

2 Этап. Закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные в процессе совместной деятельности , а также появляются новые умения, которые помогут ребятам чувствовать себя в воде уверенно.

Инструктор учит детей держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы непродолжительное время, благодаря чему они получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе.

В этом возрасте упражнения и игры выполняются уже на большей глубине бассейна с помощью кругов, плавательных досок, нарукавников. Усложняется передвижение в воде: дети ходят в полуприседе на глубине по пояс, наклонив туловище вперед и опираясь руками о доску. На глубине по грудь пробуют ходить вперед и назад, делая «мельницу» руками.

Начинается обучение и совершенно новым умениям.

Первое из них - умение открыть глаза в воде. Оно помогает сохранять нужное направление движения, облегчает ориентировку во время ныряния, разыскивания каких-либо предметов на дне. Упражнение на открывании глаз в воде с успехом проводится парами.

Ещё один качественно новый навык, получаемый на втором этапе,- погружение (пока ещё на короткий момент) в воду с головой.

При обучении плаванию важно соблюдать следующие методические правила:

  1. Систематичность. Занятия по обучению плаванию должны проводиться регулярно, в определенной системе. В условиях нашего дошкольного учреждения, занятия проводятся 2раза в неделю. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали, что частые и относительно непродолжительные занятия дают больший эффект, чем занятия, проводимые дольше, но реже.

  2. Доступность. Объяснения и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться принципами: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от главного к второстепенному». Подбор упражнений должен отвечать требованию правилам доступности. Поэтому, проводя занятия, необходимо придерживаться последовательности упражнений.

  3. Активность. Известно, что основной формы деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого положения, необходимо на каждом занятии применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить купание, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию. Все упражнения, требующие смелости и ловкости, вначале выполняют наиболее подготовленные дети. Однако не рекомендуется выдвигать и ставить в пример одних и тех же детей. Это может привести к появлению у них ненужного чувства превосходства, в то время как другие дети могут утратить веру в свои силы и способности. Нужно обязательно заметить и похвалить детей, успешно выполняющих упражнения, подбодрить отстающих. Похвала помогает детям концентрировать свои усилия на выполнении заданий в уроке.

  4. Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, необходимо всякое объяснение сопровождать показом упражнений. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Показ изучаемого упражнения, проводится инструктором по плаванию или хорошо умеющим плавать ребенком старшего возраста перед началом урока.

  5. Последовательность и постепенность. При обучении детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К разучиванию новых упражнений нужно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Целесообразно на каждом уроке разучивать небольшое количество упражнений и начинать урок с повторения движений предшествующего занятия.

Для подготовки к обучению младших дошкольников плаванию мы используем игры и развлечения с водой и без воды в групповых помещениях и на прогулках в зависимости от времени года. Такие занятия , развлечения и закаливания могут проводиться как со стандартным оборудованием (тазы, надувные бассейны, ведра большие и детские, лейки большие и детские, стаканы, тарелки, ложки и т. д.), так и не стандартным (пластиковые бутылки, надувные шары, пульвелизаторы, большие шприцы без иголки, пакеты, коктельные трубочки, мыльные пузыри, лед и т. д.).

На начальном этапе обучения необходимо привить ребенку младшего возраста навыки правильного дыхания: и вдоху, и выдоху. Очень хорошо это делать в игровой форме, поддерживая позитивный настрой к занятию. Можно использовать для этого различное оборудование. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. 1.Пластиковые стаканы (для безопасности ) с мыльной водой (на дне стакана) и коктельные трубочки. На начальном этапе необходимо контролировать правильность выполнения упражнения : вдох через нос и направленый выдох через трубочку ртом и, лучше, в обычную воду.

1) Дуем в трубочки – делаем пену .С одного выдоха надо наполнить целый стакан пеной «снегом» (вырабатываем навык максимального выдоха).

2) Дуем на свечи – стараемся потушить огонь «праздничный пирог». Когда все свечи погашены.(На занятиях с детьми в воде мы используем теннисные шарики , т. к. и на них можно дуть.)

 

2. Мы привыкли, что воздушные шары надувают, чтобы они летали, а мы их используем для массажа и закаливания. Наливаем в шары воду. У нас получаются замечательные «Капитошки». Одни с холодной водой, а другие с теплой и складываем их таз.

1) Трогаем шары руками.

2) Берем шары в руки (поочередно холодные и теплые).Перекатываем их по всей руке, шее, лицу.

3) Трогаем шары ступнями.

От этих процедур получаем не только закаливающий эффект, массаж, но и огромное эмоциональное удовольствие. «Капитошки» достаточно прочны и мы их используем в бассейне как набивные(тяжелые) мячи.

3. Раздаем детям заранее замороженные в форме ледяные фигурки .

У нас есть волшебные рыбки (из разноцветного льда), берем их между двух ладошек. Выпускаем рыбок,опуская в воду обе ладошки. В этом упражнении идет закаливание на контрасте температуры льда и воды.

А занятия и игры с водой на улице в летний период могут ограничиться лишь только нашей фантазией, а она у нас безгранична. Обливания, обтирание, обрызгивание, умывание, игры и развлечения с предметами и без них. Во всех этих развлечениях с огромным удовольствием принимают участие и врослые.

Занятия в бассейне помогают обогатить двигательные навыки детей. Способствует психическому развитию, здоровьесбережению, одновременно решая вопрос закаливания. Плавание приносит большую пользу в работе с дошкольниками, но без совместной работы с родителями будет трудно. Необходимо максимально вовлекать мам и пап в активную жизнь детского сада.

  1. сделать достоянием каждого ребёнка и взрослого элементарные знания об укреплении собственного здоровья и об успешности здорового образа жизни.

  2. содействовать успешной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации с использованием воды.

Каждый родитель должен быть заинтересован в успехах своего ребенка , быть в курсе всех его дел.

Так же организация занятий в бассейне помогает детям лучше осваивать навыки самообслуживания: дети учатся самостоятельно принимать душ, самостоятельно вытираться, быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться сушкой для волос.

Бассейн детского сада то место, где необходимо создать условия для привлечения к занятиям всех детей. Медленно, постепенно, но каждый ребенок способен получить определенное количество необходимых навыков и в то же время получать закаливающие мероприятия.

Далеко не все из тех, кто посещает дошкольный бассейн, станут чемпионами, да и вообще спортсменами - пловцами, но навыки, приобретенные в детстве, сохраняться на всю жизнь.

Можно очень долго и с удовольствием рассказывать о позитивном влиянии воды и о положительном воздействии занятий в бассейне на организм ребёнка, но я хочу поговорить сейчас о другом. В нашем городе мало кому повезло посещать детское учреждение, где есть бассейн и в полной мере воспользоваться его приемуществом в здоровьесбережении своих детей. Очень бы хотелось, чтобы в нашем любимом Протвино бассейны были во всех детских садах и школах.

Категория: Секция 1 | Добавил: alexanderkostritsky (21.02.2016) | Автор: Иванова Т.Н.
Просмотров: 433 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024